Поняние "удача" в язычестве и в современном мире

Есть такая скандинавская руна под названием «Вуньо». Самые простые ее толкования: «радость», «блаженство», «процветание», «благополучие», «удача».

Радость, блаженство, они, пожалуй, и в Африке все те же радость и блаженство. А вот удача языческая и то, что мы сейчас под этим словом понимаем вслед за монотеистической традицией, даже если мы и вовсе атеисты – это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Иллюстрация автора

Удача в монотеизме зависит целиком и полностью от воли всемогущего Бога, ибо человек – раб божий. Удача раба – это господская милость, и заслужить ее можно одним единственным способом – покорностью и смирением, что есть главная добродетель в монотеистической традиции.

От рабской воли и желания, соответственно, удача не может зависеть никак. Все, что может делать раб, это ждать и надеяться на милость господина. Еще можно страдать побольше, мучиться посильнее, тогда есть шанс на господскую жалость, и может что-то перепасть.

Таким образом, удача или судьба в монотеистической традиции – вещи фатальные, что, к сожалению, ведет к пассивно-созерцательному отношению к миру и при этом к упованию исключительно на случай (= шанс, = удачу), когда проблемы решаются сами собой, без активного участия страждущего, или не решаются вовсе.

Это зачастую порождает беспечность, неуверенность в собственных силах, непрактичность и бесхозяйственность (мы можем страстно любить родину в душе, однако не можем не мусорить на улицах) и, вместе с тем, какую-то абсолютно особую мрачную гордость, замешанную на привычке к страданию и смирению. Зачем убирать в собственном дворе, получать новые профессиональные навыки, брать жизнь в свои руки, если у нас все равно правительство не то? Ну, или Бог не любит, фатально не везёт: «со мной всегда все не так», «такая уродилась» и т.д…

Так вот, руна «Вуньо» – это не рабская «удача», зависящая от Бога, власти, директора, стечения обстоятельств, ибо человек в языческом понимании мира – отнюдь не раб многочисленных богов и духов. Он – их полноправный сосед, часто соратник, ведь у бога, как мы помним, нет иных рук…

Поэтому судьба, удача/ неудача, счастье, доля, везение у скандинавов, впрочем, как и у родственных им славян в дохристианский период (вспомним Долю и Недолю), это отнюдь не слепой рок, не своеволие высших сил, не прихоть богов.

Языческая судьба – это истинное предназначение человека.

Наиболее точным определением руны Вуньо будет исландское слово «hamingja», наиболее адекватно перевести на русский которое можно, как «удачливость», «везучесть», «счастливость» (простите за не слишком красивое слово).

То есть это не однократная, разовая «удача», «везение», счастливая случайность, а некое качество человека, как, например, честность, трусость, храбрость, лживость и т.д.

Или еще можно объяснить этот термин на «фене»: «hamingja» – это не «фарт», который может свалиться и на «фраера» и даже на «еле-еле поца», а «фартовость» – продолжительное везение рискового человека, а уж в том, что викинги были самыми настоящими «реальными пацанами», сомневаться не приходится.

В этом же контексте невозможно не упомянуть русского князя Мстислава по прозвищу Удатный. Древнеславянская морфема «удá» обозначает одновременно и «удачу», и «способность», и «нрав, характер», и «смелость, дерзость», и «награду победителю, приз». То есть, это некое «среднеарифметическое» между удачей и удалью. (Эх, люблю я словари!)

Удача в понимании язычника проявлялась не в деянии высшей силы, а в поступках человека, в активных, решительных действиях.

Обратите внимание: Как удача выбирает своего человека: гороскоп.

Нерешительность, опасливость, пассивность расценивались скандинавами, как трусость, отсутствие удачи и счастья. Кроме того, удачливость, как, например, и смелость, в понимании язычников, не являлась чем-то постоянным, что можно заполучить раз и навсегда (мечта многих, не так ли?).

Удачливый человек должен был постоянно подкреплять и усиливать это качество, доказывать его в действии.

Представления о судьбе в языческом миропонимании далеки от христианского фатализма. Да, есть определенная предрасположенность, судьба, которую при рождении человеку дают Норны, но вот как ты будешь ей распоряжаться, насколько сумеешь обратить во благо себе, своей семье, роду и народу, зависит уже от тебя.

Руна Вуньо раскрывается тому, кто обнаружит свою удачу при постоянном напряжении моральных и физических сил. Знание своей судьбы, того что «написано на роду», почерпнутое из гадания или вещего сна, даже если это знание открывало отнюдь не самые приятные и легкие перспективы, не пугало человека, а побуждало его с наибольшей отдачей и честью воплощать положенное, тогда, как считалось, с богами вполне можно было договориться.

Таким образом, мы приходим к тому, что понятие «судьбы», как у скандинавов, так и у наших языческих пращуров, очень близко к основополагающим понятиям глубинной психологии XX века!

Это Онто Ин-се в онтопсихологии А. Менегетти – «базовый проект природы, образующий человеческое существо» или Самость у Юнга – наша жизненная цель, наилучшее выражение индивидуальности. То есть, это то, что нам нужно понять и раскрыть в себе, а далее воплощать, несмотря ни на какие преграды, и тогда будет нам счастливая Доля, и боги будут на нашей стороне.

А счастье или удача, вернее «удатность», это следование своей настоящей судьбе, своей жизненной цели, то, что Юнг называет индивидуацией – путь к Самости. Менегетти же называет это самореализацией, «совпадением деятельности человека в его историческом процессе с его Онто Ин-се», иначе говоря, совпадение с тем настоящим предназначением, миссией, которое задумали для конкретного человека боги/ Абсолют/ космос/ природа (как вам будет угодно). И чем больше это совпадение, тем эффективнее личность, тем более оптимальны ее решения в каких бы то ни было вопросах, тем она, в конце концов, счастливее, ведь тот, кто не обманывает себя, не ведает ни страха, ни тоски.

Дисклеймер: Эта статья не носит религиозного характера. Морализаторского характера статья не носит, разумеется, тоже. Автор перерос параноидную позицию "это хорошо/ то плохо", как и положено, еще в подростковом возрасте. А по сему на комментарии «все не так, а вот так вот» автор отвечать не будет. Но ежели уважаемому читателю есть, что добавить, с удовольствием поддержу дискуссию.

Благодарю за лайк и подписку.

Продолжение следует!

#александра сергеева #архетипы #аналитическая психология #дорога в тридесятое царство #славянское язычество #язычество #русское язычество #психология счастья #психология самопознание

Еще по теме здесь: Психология.

Источник: Поняние "удача" в язычестве и в современном мире.