Последование венчания

«Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, тор­жественно выходят на середину храма.

Впереди них идет священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу. Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророкпсалмопевец Давид прославляет благословен­ное Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат Крест, Евангелие и венцы, и им предлагается перед лицом всей Церкви еще раз подтвердить свободное и непринужденное Желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

«— Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?»

Ответ: «Имею, честный отче».

«Не связан ли ты обещанием другой невесте?»

Ответ: «Нет, не связан».

Затем, обращаясь к невесте, священник спрашивает: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?»

Ответ: «Имею, честный отче».

«Не связана ли обещанием другому жениху?»

Ответ: «Нет, не связана».

Эти вопросы относятся не только к формальному обещанию вступить в брак с каким-то третьим лицом, но в основном подразумевают: не вступал ли каждый из брачащихся в незаконную связь или в зависимость, так или иначе обязующую его по отношению к этому лицу.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. В христианском браке такое волеизъявление — главное условие, после которого он должен считаться заключенным.

...Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью — чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: «Благословенно Царство...», которым Провозглашается сопричастность брачащихся Царству Божиему.

После краткой ектении о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы: «Боже Пречистый, и всея твари Содетелю...», «Благословен еси, Господи Боже наш...» и «Боже Свя- тый, создавый от персти человека...».

Вспоминается таинственное создание женщины из ребра Адамова и первое брачное благословение в раю...

Теперь наступает главный момент таинства. Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней стороне венца.

Венчая жениха, священник произносит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: «Венчается раба божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

В церковных правилах нет строгих указаний, должны ли венцы быть надеты на головы ново­брачных или их должен держать шафер над их головами, стоя у них за спиной.

Затем священник произносит трижды тайно- совершительные слова и при каждом произнесении благословляет обоих иерейским благословением: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)».

Прежде всего этими словами и увенчанием голов их провозглашается честь и слава человеку как царю творения. Каждая христианская семья — это, безусловно, малая церковь. Сейчас ей открывается путь в Царство Божие...

На всю последующую жизнь, долгую и многотрудную, полную искушений, они становятся друг для друга в самом реальном смысле царем и царицею; в этом высший смысл венцов на главах их.

«Восприими венцы их в Царствии Твоем», — произносит священник, снимая их с головы жениха и невесты, и это значит: приумножь этот брак в той совершенной любви, единственным завершением и полнотой которой является Бог.

После произнесения тайносовершительной формулы произносится прокимен: «Положил еси на главах их венцы, от каменей честных, живота просиша у Тебе, и дал еси им». И стих: «Яко даси им благословение в век века, возвеселиши я ра- достию с лицем Твоим».

Последнее изречение апостола: «А жена да убоится мужа своего» — призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия, в семейной жизни должен испытывать и муж.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1—И). В нем говорится о Божием благословении супружеского союза и освящении его.

После прочтения Евангелия от лица Церкви произносится краткое прошение о новобрачных и молитва священника «Господи Боже наш, во спасительном...», в которой он просит у Господа мира и единодушия, чистоты и непорочности в течение всей долгой жизни и достижения уважаемой старости «с чистым сердцем делающа заповеди Твоя». Затем следует Просительная ектения.

Священник возглашает: «И сподоби нас, Вла- дыко, со дерзновением неосужденно смети при- зывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глагола- ти...» — и новобрачные вместе со всеми при­сутствующими поют молитву «Отче наш» — основание и венец всех молитв, завещанную Самим Спасителем.

В я пак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

Приносится общая чаша с вином, над которой священник читает молитву: «Боже, вся сотворивши крепостью Твоею, и утвердивый и Вселенную, и украсивши и венец всех сотворенных от Тебе, и чашу общую сию подавая сочетающимся ко общения Брака, благослови благословением духовным ». Осенив чашу крестным знамением, он дает ее жениху и невесте. Новобрачные попеременно (сначала жених, а потом невеста) в три приема испивают вино, уже соединенные во единого человека пред Господом. Общая чаша — это общая судьба, с общими радостями, скорбями и утешениями, и единая радость о Господе.

Когда новобрачные закончат пить, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены и, покрыв соединенные руки епитрахилью, а поверх ее — своей рукой, трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. При первом обхождении поется тропарь «Исайе, ликуй...», в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Эммануила от Неискусобрачной Марии. При втором обхождении поется тропарь «Святии мученицы.,,». Увенчанные как Спаситель на Крестном Страдании венцами, как победители земных страстей, новобрачные являют образ духовного брака верующей души с Господом. Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос, как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, их же проповедь Троица Единосущная».

Как и в чине Крещения, это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства.

Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, «тяготы друг друга нося», они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня.

По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными: «Воз- величися, женише, якоже Авраам, и благослови - ся якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, хо- дяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия.

И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и воз- веселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящиеся о своем муже, хранящи пределы закона зане тако благоволи Бог».

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно жених — к иконе Божией Матери, а невеста — к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им Крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — Пресвятой Богородицы. Эти иконы близкие молодых обычно приносят из дома или приобретают в храме в знак родительского благословения. Затем обычно провозглашается многолетие новобрачным, они сходят с солеи, и все присутствующие поздравляют их.

По народной традиции новобрачные должны приложиться к иконам святых Космы и Дамиа- на и мучеников Гурия, Самона и Авива, считающихся покровителями брака».

«При совершении таинства брака мы видим следующие из обрядов: 1) обручение жениха и невесты кольцами, выносимыми из алтаря с престола, 2) надевание на них венцов, 3) хождение вокруг аналоя и 4) вкушение вина из одной чаши.

Что означает обручение жениха и невесты кольцами и для чего эти кольца обыкновенно выносятся из алтаря с престола?

Кольца — это знаки союза жениха и невесты. Кольца выносятся из алтаря с престола; это значит, что брачный союз благословляет Сам Бог.

Для чего надеваются венцы на жениха и невесту?

Венцы суть знаки царской власти. Надеваются венцы на жениха и невесту в знак того, что они являются главами семейства.

Что означает хождение жениха и невесты вокруг аналоя при венчании?

Хождение вокруг аналоя, подобно хождению вокруг купели при крещении, означает, что венчаемые обещаются быть верными друг другу до самой своей смерти.

Что означает вкушение вина из одной чаши женихом и невестою при венчании?

Вкушение вина из одной чаши означает то, что у мужа и жены все должно быть общее: и радости, и горе.

Какое самое важное священнодействие при совершении таинства брака?

Возложение венцов и при этом благословение и молитва, чтобы Сам Господь венчал их славою и честию.

Что требуется от тех, которые вступают в брак?

Требуется, чтобы они:

1) были христиане, и притом веры православной, если не оба, то, по крайней мере, один из них, т.е. жених или невеста;

2) имели от роду жених не менее 18, и невеста 16 лет;

3) не состояли между собой в близком родстве плотском и духовном. (В первых четырех степенях плотского родства брак воспрещается, например, родным, двоюродным брату и сестре. В пятой и шестой степени брак может быть разрешен, в случае нужды, епархиальным архиереем. Что же касается до духовного родства, происходящего от воспринятия при купели крещения, то брак воспрещается только между восприемниками, воспринятыми или крестниками и родителями сих последних.)

4) Чтобы жених и невеста имели взаимное добровольное согласие на вступление в брак;

5) имели согласие от родителей или опекунов и попечителей»

— так объясняет протоиерей Иоанн Бухарев в «Кратком объяснении Всенощной, Литургии... последований таинств...» 1904 г.