Поставьте перед собой долгосрочную цель

Постановка долгосрочных целей — исключительно важный момент для достижения успеха в бизнесе. Долгосрочные цели нужно осознавать уже на самой начальной стадии его организации. По этому поводу написано огромное количество книг. Нет никаких оснований отвергать этот ценный опыт, ведь авторы — люди, добившиеся богатства.

Во-первых, мы и сами постоянно сталкиваемся с примерами, когда люди добиваются своего, даже когда цели очень высокие и, порою фантастические. Концентрация всех возможностей человека на достижении целей и есть тот внутренний источник последующего успеха Конечно же, цель не всегда покоряется человеку, особенно если он н< очень настойчив. Если предприниматель хочет просто попробовать себя в бизнесе, то так и получится, причем, с непредсказуемыми последствиями. Если же он имеет четкую и ясную цель, то вероятности успеха возрастает многократно.

Во-вторых, это уже общеизвестно, что если человек или фирма имеет долгосрочные цели, то и все текущие решения оказываются правильнее и ориентируются на достижение цели. Если мы попытаемся изобразить это на рисунке, то получится что-то вроде магнитных силовых линии и: уроков физики, где цель — один из полюсов магнита (рис. 23.1).

Поставьте перед собой долгосрочную цель

Итак, предпринимателю необходимо поставить перед собой долгосрочную цель. Она должна быть труднодостижимой, но реальной. Многие говорят, что если цель человеком поставлена, то она уже реально достижима. Вероятно, так оно и есть, потому что всем известны случаи, когда человек проявляет удивительное упорство и добивается невозможного. Во всяком случае, если человек задастся целью заработать 5 рублей, то он и заработает 5 рублей, а если захочет заработать $ 1 млн., то добьется и этого. Почти наверняка. Он, может быть, ошибется со сроками, так как что-то не учтет или переоценит возможности бизнеса, но своей цели в $1 млн. он все равно добьется.

Беда в том, что очень часто человек боится ставить перед собой действительно высокую цель.

Некоторое время назад ко мне обратился за консультацией один мой знакомый. Он попробовал себя в бизнесе, связанном с ремонтами жилых и нежилых помещений, и просил посоветовать, стоит ли ему открывать свой бизнес и как действовать дальше.

На мой вопрос, чего он хочет добиться в своей жизни и какие цели он может перед собой поставить, он сказал, что хочет сам управлять своей судьбой, быть независимым и иметь достаточно денег, чтобы быть финансово обеспеченным. Он не смог назвать конкретные цифры и сроки.

Тогда я спросил его, не хочет ли он заработать миллион долларов, например, за 7-8 лет и будет ли он в этом случае иметь все то, о чем мечтает. Он посмотрел на меня с некоторой опаской и не нашелся, что сказать. Оказалось, что такое будущее его вполне устраивает, но ему и в голову не приходило задумываться о таких цифрах. Они были из области фантастики.

Тогда мы стали анализировать и обсчитывать его будущий бизнес и я предложил ему график, по которому он может двигаться к поставленной цели. Это был нелегкий путь. В следующем году ему нужно было выполнить работ на сумму $200 тыс. К моменту нашего разговора он выполнил заказов на $30 тыс., но очень много узнал о деле, которым ему предстояло заниматься. Он инвестировал в свой будущий бизнес много своего времени и мог рассчитывать на успех, хотя и боялся в это поверить.

Мой знакомый забрал этот график с собой и сказал, что будет еще думать. Через полгода он позвонил мне и сказал, что он имеет уже много заказов и план на этот год выполнит. Он поставил перед собою цель, о которой даже не смел мечтать. Он наверняка сделает первый шаг к этой цели и тогда следующим шагом для него будет уже годовой объем заказов около $400 тыс. Когда он пришел ко мне, эта цифра показалась бы ему совсем нереальной. А теперь, когда он шел к годовому объему заказов в размере $200 тыс., ничего сверхъестественного она уже собой не представляла. Нужно было хорошо подумать и потрудиться.

Цель, которую ставит перед собой предприниматель, должна быть предельно ясно и однозначно сформулирована в деньгах и по срокам. Если этого сделать не удается, то первый вопрос, который возникает: «А при чем тут бизнес?» Например, чтобы накормить людей вкусными пирогами, как их пекла бабушка Варя, никакой бизнес не нужен. Достаточно испечь пироги и накормить ими людей. Если же речь идет
о том, чтобы регулярно кормить пирогами достаточно большое количество людей и за счет этого повысить свое благосостояние, то в этом случае без денег уже не обойтись.

Никакие качественные формулировки типа «хочу быть богатым» здесь не годятся. Благосостояние должно быть выражено в цифрах. Это абсолютно необходимо. Срок должен быть указан точно. Цель должна быть обязательно записана с тем, чтобы она прочно засела в сознании и к ней можно было бы постоянно возвращаться. Мозг должен четко зафиксировать эту цель, тогда над ее достижением станут работать все ресурсы организма. И что очень важно — подсознание. Оно станет искать пути к достижению цели и давать подсказки. Важно эти подсказки не проглядеть, а вовремя схватывать и использовать.

Только такая четко и ясно сформулированная цель, записанная и прочно зафиксированная мозгом, заставит его день и ночь трудиться над ее достижением.

В главе 2 мы уже рассуждали о понятии «заработать», которое трактуется разными людьми по-разному. При постановке долгосрочной цели разные интерпретации не годятся.

Давайте рассмотрим на примере, какие варианты развития событий могут возникнуть из-за нечетко сформулированного желания.

Предположим, что предприниматель ставит в качестве цели воплощение своей давней мечты: «Хочу ездить на "Мерседесе"». Чтобы не запутаться во множестве толкований, которые возникают из-за неопределенности формулировки, исключим из рассмотрения такие, как новая машина или бывшая в употреблении.

Хотя бы здесь примем четкое условие — стоимостью $50 тыс. Возможны следующие варианты:

  • арендовать «Мерседес» на длительный срок и ездить на нем. Предположим, что это обойдется в $20 тыс. в год. Таким образом, предпринимателю необходимо получать доход, покрывающий эту сумму и все другие расходы на содержание своей семьи. Пусть все это выльется в годовой доход в размере $30 тыс.;
  • создать собственный бизнес так, чтобы он стоил $50 тыс., продать его и купить «Мерседес». Предприниматель будет ездить на собственном «Мерседесе», но для его содержания и содержания своей семьи ему придется позаботиться о новом источнике дохода;
  • создать собственный бизнес, который бы образовывал прибыль, достаточную для того, чтобы приобрести «Мерседес» для фирмы. В этом случае предприниматель тоже будет ездить на «Мерседесе», содержание автомобиля ляжет на плечи фирмы, а сам предприниматель будет работать в бизнесе и получать свой доход;
  • создать собственный бизнес, который позволил бы предпринимателю за счет получаемого дохода накопить требуемую сумму на покупку автомобиля в личную собственность. Это уже иной в денежном выражении случай по сравнению с предыдущим вариантом.

Перечень таких вариантов можно продолжить. Впрочем, в этом нет никакой необходимости, так как наша цель — показать, что каждый вариант требует постановки различных долгосрочных целей, которые и количественно и по срокам будут разными. Поэтому предпринимателю необходимо выразить свою мечту или качественное понятие в виде конкретных сумм и сроков. Нужно четко сформулировать, какой доход или (и) капитал и в каком виде предприниматель хочет создать к конкретной дате.

При этом следует помнить о том, что мы обсуждали раньше: считается, что капитал работает хорошо, если дает доход в размере 20% годовых. Если же предприниматель захочет иметь свой капитал в виде банковского вклада, то доход этот капитал будет давать иной, точно так же, как будет иным доход по акциям, если капитал будет использован на приобретение акций.

Возвращаясь к примеру с «Мерседесом», один из возможных вариантов долгосрочной цели может быть выражен следующим образом:
«Моя цель — создать бизнес, стоимость которого через 5 лет будет составлять $500 тыс. и который будет обеспечивать мне ежегодный доход в размере $100 тыс. Это позволит мне через 5 лет приобрести "Мерседес" стоимостью $50 тыс. и обеспечить содержание моей семьи».

Цель может быть сформулирована и по-другому, так как мы знаем, что не всякий бизнес в группе С может быть продан, потому что он может быть основан на особенных качествах самого предпринимателя и с его уходом просто закроется. В этом случае цель будет включать только доход:
«Моя цель — создать бизнес, который через 5 лет будет обеспечивать мне ежегодный доход в размере $100 тыс.».

В обоих случаях рядом со сроком следует указать год.

В конечном счете, только сам предприниматель может ясно и однозначно сформулировать, чего он хочет и какую цель перед собой ставит. Возможно, что здесь окажется очень полезным опытный консультант.

В постановке цели нельзя ошибиться, иначе предприниматель точно не попадет туда, куда стремится.