Праздничная одежда горожанок

Фасоны женских платьев, блузок, кофт, юбок менялись каждое десятилетие, многие виды женской одежды дворянок исчезли. В конце XIX в. такая верхняя женская одежда, как салоп и бурнус, считалась признаком дурного тона, бедности и мещанства. После 1914 г. женщины перестали носить корсеты.

Праздничные платья отличались сложным кроем, дорогими тканями и аксессуарами. Очень модными были всевозможные накидки, которые обязательно надевали на платья. Мантилька — короткая накидка без рукавов. Тальма — длинная безрукавная накидка, названная по имени французского артиста, который ввел моду на нее.

Даме высшего общества необходимо было иметь несколько видов головных уборов всевозможных цветов, высоких и низких, с большим количеством аксессуаров. Считалось неприличным появляться в обществе без шляпки. Современники отмечали, что архангелогородки следили за веяниями тогдашней моды, и «на бульварах города гуляли дамы в шляпках, по своей новомодности нисколько не отстающих от столицы.». Также обязательным в гардеробе считалось наличие перчаток, длинных или коротких, вееров, шалей и т.п.

Среди дворянок Архангельской губернии особой популярностью пользовались следующие виды тканей: фуляр — один из видов шелковой ткани, из которой чаще всего изготовляли головные, шейные и носовые платки; канифас — хлопчатобумажная ткань в полоску; сарпинка — тонкая хлопчатобумажная ткань в клетку; бареж — легкая шерстяная или шелковая ткань с узорами, из нее шили платья и блузы; гродетур — плотная шелковая ткань, от этого названия пошло исковерканное гарнитур; кашемир — тонкие шерстяные или полушерстяные ткани; прюнель — плотная шерстяная или шелковая ткань, из которой шили дамскую обувь; кастор — один из видов плотного сукна, который использовался для пошива шляп и перчаток.