Праздничная одежда в советский период

Праздничная и повседневная одежда в советский период в известной степени отражала сложные социальные процессы того времени. Так, в первой трети XX в. костюм горожан и крестьян еще характеризовался консерватизмом, при этом имел много локальных вариантов. При сохранении традиционных элементов в сочетании с новыми формами, прослеживается различие его в разных возрастных и социальных группах населения. С 1930-х гг. одежда становится все более универсальной, единообразной, отмирают традиционные формы.

Этнографические материалы свидетельствуют, что после революции некоторое время сохранялся традиционный праздничный комплекс одежды. В первые десятилетия советской власти бытовали женские и мужские рубахи из домотканины, сарафаны, домотканые юбки, девичьи и женские традиционные головные уборы, лапти, поддевки, шубы и пр. По-прежнему надевали праздничный костюм в дни самых больших праздников и свадеб. Такое наблюдение сделал исследователь М.Б. Едемский побывавший в 1921-1923 гг. в деревнях на Пинеге. По его словам, невеста всегда была одета в традиционную одежду, даже если вся деревенская молодежь надевала модные костюмы.

К этому времени в деревнях у мужчин большой популярностью пользовался военный костюм, оставшийся после Первой мировой и Гражданской войн: военные гимнастерки, галифе, шинели, сапоги, фуражки, буденновки. В военных или сходных с военным костюмах ходили бывшие солдаты, местные активисты, комсомольцы, считавшиеся передовыми людьми того времени. Многие мужчины носили пиджаки, жилеты, брюки, поддевки, пальто, шубы, цветные косоворотки и пр. У молодых женщин, наряду с сарафанным комплексом, пользовались популярностью парочки (юбка с кофтой), гарнитуры (платья).

 

Если в начале XX в. домашнее ткачество постепенно вытеснялось фабрично-заводским производством и большей доступностью лучшей, красивой покупной ткани, то в 1930-е гг. сидеть за кроснами у женщин не было времени, да не было и сырья. Отсутствие тканей для пошива заставляло их носить старую одежду, в том числе праздничную и обрядовую, хранившуюся в семьях поколениями. Труднее всего было с одеждой для детей. Обычный ответ в севернорусских деревнях на вопрос о традиционной одежде: «Было, да всё ребятам в портки изведено», «На ремки (лоскуты. — А.Ф.) изведено», «В голодные годы перешито».

Праздничная традиционная одежда, как и праздники, также подвергалась гонениям. В деревнях Архангельского Севера высмеивали женщин, носивших традиционные головные уборы и прятавших волосы под повойник. С 1930-х гг. наблюдается постепенный отход от традиционного костюма, который сохранялся теперь преимущественно у пожилых людей. Молодежь стремилась одеваться в духе времени, тем более что одежда сельских жителей Архангельского Севера всегда испытывала сильное городское влияние. В селах исчезло домашнее изготовление тканей, но на ткацких станах продолжали ткать пояса, половики, вручную женщины вязали носки, варежки и т.п.

Дальнейшие изменения в сельской одежде происходили уже в послевоенные годы. У мужчин вновь стал популярен военный костюм. Молодые люди и среднее поколение стремились следовать моде той поры, учитывались при этом личные вкусы и материальные возможности. Молодые женщины и девушки стали носить не только юбки и кофты, но и платья.

В сельской местности сильнее, чем в городе, были выражены различия в одежде разных поколений. Люди старших возрастов старались сохранить традиционную одежду. Как и прежде, наиболее удобным женским головным убором считались платки — ситцевые, шерстяные, появлявшиеся капроновые, большой популярностью пользовались разнообразные шали с крупным цветочным рисунком. Предпочтения в цветовой гамме головных уборов остались традиционными — яркие открытые цвета, всевозможные оттенки красных, синих, оранжевых. Рисунки на тканях летних платьев напоминали узоры старинных набивных тканей для сарафанов. Из домашнего производства праздничной одежды сохранялись вязание из овечьей шерсти носков, чулок, шарфов, платков и ткачество поясов.

Следуя международным образцам, одежда в городе развивалась в основном по пути дифференциации форм в зависимости от назначения, сезонности, возрастной принадлежности, характера труда.

С 1960-х гг. возрос интерес к традиционной одежде Архангельского Севера. Многие фольклорные коллективы и ансамбли стали выступать в местных праздничных сарафанах и головных уборах (Пинежский, Мезенский хоры). Однако многие коллективы городских ДК, не имея подлинных костюмов, выходили на сцену в специально сшитых, стилизованных нарядах, являющихся символическим обобщением русской народной одежды. Они включают обычно сарафан, кокошник, расшитую рубаху навыпуск и т.д. К народному опыту стали обращаться также и модельеры, используя при создании современных вещей народные традиции в орнаменте, цветовой гамме, крое одежды.