Любой праздник сопровождался преображением внешнего облика людей. Временем, когда праздничный традиционный (крестьянский) костюм являлся обязательным для молодежи, были дни больших православных и съезжих праздников. Девушки брачного возраста «выставлялись на смотры», показывая себя и свою одежду потенциальным женихам и их родителям. Кроме того, праздничный костюм считался обязательным во время свадеб. В деревнях на Пинеге в начале XX в. невеста всегда была одета в традиционный костюм, даже если вся деревенская молодежь надевала по праздникам модные костюмы городского покроя.

Северный праздничный костюм как замужней женщины, так и девушки составлял сарафанный комплекс, который включал в себя рубаху, сарафан, передник, пояс и многочисленные дополнительные детали, главным образом украшения. Отдельно необходимо сказать о женских и девичьих головных уборах, которые и придавали неповторимый колорит севернорусскому праздничному костюму, долгое время сохраняли свою сакральность.

 

На Русском Севере праздничный головной убор являлся одной из самых ярких и важных деталей народного костюма. Женские уборы северянок отличались большим разнообразием. Так, по головному убору еще в начале XX столетия можно было определить социальный статус женщины, достаток семьи, ее региональное происхождение. В основе любого убора, независимо от его конструктивных особенностей, лежит круг или полукруг. Характерная особенность девичьих головных уборов — открытый верх. Названия уборов различны: повязка, перевязка, лента, почелок, венец, коруна и др. Высокие девичьи повязки носили практически во всех уездах Архангельской и во многих уездах Вологодской губерний. Лишь в Кемском и Александровском уездах Архангельской губернии девушки в качестве праздничного убора носили полосу, сложенную из шелковой косынки и украшенную по очелью полосой из жемчуга и бисера, впрочем, ее тоже называли повязкой. Большинство повязок представляло собой широкую полосу в 20-25 см на твердой основе, обшитую позументом фабричного производства. Нижняя лицевая часть повязки заканчивалась изящной поднизью в виде жемчужных фестонов. Завязывалась она на затылке широкими лентами с позументом, чаще красного цвета, однако в Пинежском уезде предпочтение отдавали голубым и синим лентам.

В Каргопольском уезде праздничным девичьим головным убором помимо повязки служила перевязка. Это, по сути, круглая лента в виде обруча на твердой основе шириной около 10 см, с лицевой стороны обшитая красным кумачом, на лобные и боковые части перевязки пришивалась полоса фабричного галуна и перламутровые плашки. Надо лбом шла густая поднизь из бисера. В Шенкурском и Кемском уездах девушки носили головной убор в виде короны на твердой основе. В литературе этот убор называется венец, местное его название почелок, подчелок (от слова очелье, очелок). Ап. Шадрин в своей работе «Летние и зимние гулянья шенкурского народа и окологородных крестьян», описывая гулянья девиц в г. Шенкурске, отмечал, что такой головной убор надевали на праздник все девушки. «На голове почелки, похожие на кокошники, украшенные жемчугом, разных цветов камешками и медными наподобие сердечек тонкими плашками, которые при повороте головы издают тихий шум».

В музейных коллекциях Архангельска и Вологды хранятся редкие свадебные головные уборы: плачеи, трупы, головодцы, бытовавшие ранее как праздничные, но к концу ИХ — началу XX в. ставшие свадебными головными уборами невесты.

 

Среди женских праздничных головных уборов выделяются сороки, разные типы кокошников, повойников. Самыми распространенными женскими головными уборами на Архангельском Севере к концу XIX в. становятся повойника. Это мягкий головной убор в виде небольшой шапочки-чепца из легкой, в основном фабричной ткани. Повойники постепенно заменяли собой более сложные головные уборы — кокошники, которые делались на твердой основе и были не очень удобны при ношении. В разных местностях повойники назывались по-разному: сборник, волосник, колпак, чех-лик, борушка и др. Они различались по уездам, иногда и по волостям размерами, формой донца, использованными материалами, стилистическим решением в выборе цвета и орнаментом. В Архангельском, Пинежском, Мезенском уездах повойники повязывали сверху сложенной шелковой косынкой, оставляя спереди торчащие концы — пустышки, кусты, которые в разных местностях делали по-своему, придавая костюму своеобразный локальный колорит.

 

Исследователи выделяют большие группы каргополъских и шенкурских кокошников, которые различаются по форме и орнаментации. Каргопольские кокошники бытовали в Каргопольском уезде и в прилегающих к нему уездах Олонецкой губернии и представляли собой облегающую шапочку на твердой основе с ушами и выдающимся вперед очельем. Центральная часть у всех кокошников орнаментирована густой поднизью. Поверх кокошника надевали миткалевый плат, большой угол которого был украшен крупным золотным узором.

Шенкурские кокошники называли по-разному: копытце, кокошник, самшура, колпак. По форме они близки уборам Сольвы-чегодского уезда Вологодской губернии. Шенкурский кокошник представляет собой мягкую трапециевидную шапочку, орнаментированную золотным шитьем, с узким твердым выступом по верхнему краю очелья — копытцем. Особенностью этого убора является соединение твердой и мягкой частей. Поверх кокошника надевали яркий дорогой платок.

 

Повойники из Кемского и Онежского уездов оформлялись овальным донцем с золотым шитьем. Повойники с Зимнего берега Белого моря, из Архангельского и Мезенского уездов с круглым донцем украшались цветочными узорами золотного шитья, настолько плотным и объемным, что их называли коваными кус-тышками или кованы.

 

Большинство повойников из Мезенского уезда сделаны из парчовых тканей, из Койнасской волости украшены бисером. Пинежские повойники сшиты из шелковых тканей, чаще всего красного цвета Сороки в конце XIX — начале XX в. донашивали пожилые женщины. Широко они были распространены в Каргопольском и Онежском уездах Архангельской губернии, а также в ряде уездов Олонецкой губернии. Каргопольские сороки украшены золотным шитьем по очелью, в онежских — вышивкой украшены и задники. Под сороку надевали сдериху — небольшой колпачок с плотной верхней частью. Сорока — более давняя форма головного убора, и кокошник произошел именно от нее.

Основой праздничного женского и девичьего костюма был сарафан. Бытовало большое количество названий сарафанов в разных местностях — косоклинник, синяк — косоклинный сарафан из домашнего холста, крашенного кубовой синей краской*, также домашнего производства.

Синяк из более тонкого холста украшался поверху и спереди вертикально «строками» из цветной широкой тесьмы в две полосы. Набиваник — косоклинный сарафан с набивным сложным рисунком. Пестрядинник — прямой сарафан из домашнего холста в белую, красную и синюю клетку был в основном будничным, а более нарядный носили по праздникам из клетчатой покупной ткани. Однако девушки из бедных семей часто надевали на праздники пеапрядники.

Зажиточные крестьянки носили и шелковые сарафаны — прямого покроя самых ярких цветов. Лысцев Евгений Степанович 1929 г. р. из деревни Ваймуша Пинежского района вспоминал одно из метищ (игрищ).- «Все наряжаются, нарядно все. Раньше было не то чтобы однотонно, раньше были сарафаны, у-у, всяки были, больше голубые были. Еще старинны, ихних матерей, у самих не было. Мужских-то костюмов меньше было, вот женских больше было нарядов, материал-то нетеперешный, хороший материал был. Юбка одета, сарафан да еще-то нижнее платье. Да еще платки, платки рипсовые да шелковые, бумазейные, названия я уже не помню. Сарафаны широкие, красивые, голубые, красные там, всякие цвета там, сиреневые, желтые, зеленые. Не придет какая-нибудь женшына или две, три в одном наряде. У каждой свой наряд, свои головные уборы, свои пояса, своя обувь».

Сарафаны носили с рубахами. Рубахи разных видов и названий шили также из домашнего холста. Наиболее распространенными были короткие праздничные рубашки — полурубашъе. Длина могла была настолько маленькой, что рукава соединялись лишь небольшими вставками на спине и груди. Наряд с подобной рубахой так и называли — сарафан с рукавами.

Длинную рубаху именовали станушкой, ее низ украшали браным узором или коклюшным кружевом. Среди длинных рубах наиболее распространена была рубаха пестрядинная, рукава которой шили из материала в пеструю клетку или в мелкую рябенькую полоску-крапинку и нашивали красные полики-вставки.

Рубаха намыштща имела рукава белого цвета и могла быть как длинной, так и короткой. Главное ее отличие — красные вставки на плечах или под мышками, а также на плечах и по краям рукавов — тканый узор.

Рубаха коклюштща изготавливалась только длинной, по подолу стана и низу рукавов, по вырезу груди украшалась коклюшным кружевом, за что и получила свое название. Надевали их с сарафанами набиванником, пестрядником, синяком.





Поделись!
Читай нас!








×