Традиционный праздничный календарь русских Архангельского Севера (общерусский в своей основе) складывался из нескольких циклов, достаточно подвижных в различных регионах. В основе календарных комплексов лежала природно-аграрная последовательность годовых периодов, на которую накладывалось членение христианского (юлианского) календарного года по сезонам: зимний — циклы святочно-рождественский и масленичный, большой весенний — недели Великого поста, Пасха; летний — троицко-купальский период, Иванов, Петров, Ильин дни, Успение; осенний — Рождество Богородицы, Покров. В Архангельском крае весенний и осенний циклы были существенно усечены по сравнению с праздничными комплексами Центральной России.

Праздничный календарь тесно связан как с воспоминаниями событий Священной истории, так и с церковными святцами. За века существования православия образы святых переосмыслялись человеком сообразно «месту», отведенному им в календаре, а их имена соединялись в сознании крестьян, насыщаясь элементами, связанными с собственным трудом и бытом. Список особо чтимых святых достаточно устойчив на всем пространстве Русского Севера. Самыми почитаемыми были Николай Чудотворец и Параскева Пятница, число их именных часовен и храмов в 2-3 раза превышало количество остальных, а культ свт. Николая пронизывал и все стороны севернорусской морской культуры. Затем по значимости следовали вмч. Георгий, свв. Флор и Лавр, Илья Пророк, Иоанн Креститель. Среди праздников также особо выделяли Егорьев и Петров дни.

Особенно широко было распространено почитание святых — местных уроженцев. В разных уездах Архангельской губернии отмечалась память преподобного Варлаамия (2 июня) — Варлаамьев день, почитали Антония Сийского, Артемия Веркольского и его сестру Параскеву Пиринемскую, Никодима Кожеозерского, Макария Красногорского, Иоанна Кронштадского и др.

На формирование народного праздничного календаря в Архангельском крае наложила отпечаток специфика местного сельского хозяйства. Этот регион — зона рискованного земледелия, и здесь оно никогда не являлось основным занятием населения. Объединяющим хозяйственным началом в Архангельском крае были лесные и иные промыслы. Годовая доля дохода крестьянских хозяйств от отхожих заработков и промыслов в начале XX в. составляла 75 %.

Архангельский краевед АА Евдокимов отмечал связь севернорусского крестьянского хозяйства с различными промыслами: «Если хлеб побьют заморозки, придется приналечь на белку, если белка не пришла, наняться на рубку леса или на сплав, если таковых работ поблизости не оказалось — надо отправляться в дальний отход».

Необходимо отметить и роль скотоводства в хозяйстве архангельского крестьянина. Особенно большое значение оно имело в Мезенском, Пинежском, Холмогорском уездах. Все это сказалось на народном праздничном календаре Архангельского Севера и, вероятно, послужило причиной возникновения так называемых съезжих праздников с приуроченными к ним общественно-семейными церемониями гостевания. Съезжий (съежжой / пивной) день мог приходиться как на престольные, так и на обетные праздники (кануны), устанавливавшиеся самими крестьянами чаще всего в память об эпизоотии (большой падеж скота) в деревне.

Такой праздник считался главным в данной местости, и в эти дни устраивались особые многодневные гуляния: мезенские петровщины, пинежские и холмогорские метъщи, поморские круги.




Следующее: Рождество и Святки

Предыдущее: Профессиональные праздники

Интересное: Мой муж живет двойной жизнью. Это его фото

Поделись!
Читай нас!