Праздничные развлечения имущих и образованных слоев общества

Карточные игры занимали огромное место в жизни имущих и образованных слоев общества XIX — начала XX в. Карточные игры разделялись на коммерческие и азартные. В первых требовался удачный расклад карт, расчет, логический дар, талант, такой же как и в шахматной игре. Азартные зависели только от слепого случая. Интересно, что дворяне — офицеры, чиновники — увлекались преимущественно азартными играми. Многих из них привлекало не искусство игры, а только выигрыш и крупный. Чаще играли в банк, фараон, штосс. Многие карточные термины тех времен прочно вошли и в нашу жизнь. «Идти ва-банк» — ставить на всю сумму, на весь банк — действовать с крайним риском. «Я пас» — отказываться от хода, в переносном смысле — нет сил, вынужден отказаться от чего-либо.

В светском обществе обязательным считалось умение танцевать. Существовали специальные школы, классы танцев, многие нанимали учителей.

Бальные танцы также были подвержены быстротечной моде. В начале XIX в. таким новомодным танцем становится мазурка, затем с середины века появляется полька — стремительный и легкий танец. Многие балы по традиции начинались полонезом — степенно-торжественным танцем, в котором пары танцующих шли длинной вереницей. Только в начале XX в. полонез уступает свое право открывать бал новому всеобщему любимцу — вальсу. В это же время уходит из моды котильон, танец, объединявший в себе фигуры вальса, мазурки и польки. Большой популярностью пользовалась кадриль. На торжественном открытии Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги в 1897 г. в присутствии архангельского и вологодского губернаторов, московских гостей с меценатом СИ. Мамонтовым бал начинался вальсом. Танцующих пар было более 60. Всего танцевали три вальса, три кадрили и мазурку.

 

В богатых домах, на светских приемах и балах для музыкального сопровождения приглашали оркестр. В домах поскромнее обычно играло фортепиано. Владельцы особняков, квартир, где имелись музыкальные инструменты, приглашали на танцевальные вечера за плату тапера, профессионального музыканта. На больших балах присутствовал распорядитель танцев или дирижер, руководивший порядком танцев, назначавший фигуры в них, собиравший танцующих в гран-рон (большой общий круг), дававший указания оркестру и т.п. В частных домах при отсутствии каких-либо инструментов до изобретения граммофона танцевали под разнообразные «музыкальные ящики» с меняющимися дисками или валиками.

Музыкальные вечера и концерты — важная составная часть духовной жизни северных губернских городов. Музыкальное сопровождение присутствовало на всех праздничных и значительных событиях в городах Архангельской губернии. В Архангельске в начале XX в. создаются кружки любителей музыки, любителей изящных искусств, их возглавляют жены губернаторов и вице-губернаторов.