Праздник Проводы зимы

Театральные представления сменялись большими праздничными концертами, на которых выступали коллективы художественной самодеятельности. Сцена для самодеятельных артистов часто была импровизированной: оформленная елками, флажками, яркими транспарантами эстрада, иногда красочно украшенные грузовые машины райсельхозтехники местного колхоза или снежная гора.

В программу праздника включались разнообразные игры и аттракционы. Пользовались популярностью конкурсы на лучшее исполнение песен, частушек, плясок под гармонь. Устраивались соревнования по перетягиванию каната, ходьбе на ходулях, поднятию двухпудовых гирь, бегу в мешках. Излюбленной забавой стал аттракцион «Достань приз». Последний укреплялся на верхушке высокого столба. Обычно «штурм» столба становился кульминационным моментом игровой части праздника, привлекая большое количество как зрителей-болелыциков, так и желающих получить приз. По сообщениям старожилов, подобное развлечение появилось сравнительно недавно.

На праздниках Проводов зимы состоялись конкурсы костюмов, так, в пос. Солгинском Вельского района призы за костюмы получили 24 человека. В пос. Сосновка Пинежского р-на участники праздника проявили максимум выдумки и фантазии: одетые в костюм «прекрасных лебедей» исполнили танец, «бравые гусары с барышнями» задорно станцевали мазурку.

Как уже отмечалось, в начале XX а одним из основных элементов Масленицы на Архангельском Севере, как и по всей России, являлось катание на лошадях. В первую очередь его организовывали для детей. В некоторых селах объявлялся конкурс на лучшую повозку. Наряду с традиционными тройками и одиночными упряжками в конкурсе все большее участие стали принимать и забавно оформленные легковые автомобили. Особенно были популярны такие конкурсы в Пинежском районе, причем участники должны были «защищать» свою повозку, т.е. приготовить какой-либо номер художественной самодеятельности.

Иногда к празднику Проводов зимы приурочивались различные спортивные состязания. В Плесецке и Вельске постоянно проводились показательные заезды конно-спортивных секций на тройках и одиночных упряжках.

Интересную интерпретацию в послевоенный период получили (масленичные костры, не характерные для Архангельского Севера. Как и в других регионах, они стали завершать праздник. При этом чаще всего на них сжигалй Щ Масленицу, а отрицательных «героев» советской эпохи -Й чучела пьяницы, хулигана, прогульщика (г. Котлас), эмблемы людскйх пороков «зависть», «злость», «ненависть». враждебных человеку злых духов восточнославянской мифологии — «кикимору», «дешего» (г. Емецк), лишь в некоторых местах — чучело Зимы (г. Плесецк) и соломенное чучело Масленицы (с. Карпогоры). Кое-где ограничивались разведением костра, символа наступающей весны (с. Коноша).

Кроме праздника Проводов зимы во многих городах и деревнях Архангельского Севера устраивался зимний спортивный праздник, который называли праздником здоровья или праздником зимнего спорта, часто он совпадал с 23 февраля. Его основу составляли спортивные соревнования лыжников на командное и личное первенство. В Архангельске такой праздник, посвященный дню Советской армии, проходил на льду Северной Двины и начинался футбольным матчем и разнообразными спортивными соревнованиями. Заканчивался он концертом, подготовленным участниками художественной самодеятельности мореходного училища и народным гуляньем.

В сельской местности отмечали трудовые праздники, связанные с началом и завершением отдельных циклов сельскохозяйственных работ — Праздник урожая, День животновода, Праздник первой борозды и пр. В их сценариях использовались отдельные элементы традиционной аграрной обрядности.

Главным новым летним праздником в центральных и южных районах России стал праздник Русской березки, но его судьба в деревнях Архангельского Севера складывалась не столь однозначно. Большую роль, скорее всего, в этом сыграло то. что семицкая обрядность. с которой прежде всего и соединяли праздник Русской березки, на Севере была развита гораздо слабее, чем в южнорусских районах.