Праздники города

Судьба праздников в городе и сельской местности складывалась по-разному, чему в немалой степени способствовала их календарная приуроченность, а также особенности формирования новых праздников в городской и сельской среде. В городе, предрасположенном к праздникам светского характера, преобладала ориентация на новации, а в сельской среде — на традицию.

Архангельск занимал особое место среди городов северного региона по своим размерам и значимости в экономической жизни края.

Возникновение Архангельска и постоянно растущее его значение в жизни государства в значительной степени было связано с удобным географическим расположением города-порта в устье самой крупной реки края — Северной Двины, соединявшей внутренние районы страны с побережьем Северного Ледовитого океана. В течение нескольких столетий на Архангельск была ориентирована миграционная активность населения из северо-западных, западных и других губерний: Олонецкой, Виленской, Витебской, Новгородской и Вологодской. Севернорусские крестьяне воспринимали его как единственный в своем роде, уникальный город. Пинежанин, мезенец говорил «схожу в Город», не называя его, и каждому посвященному было ясно, что речь идет об Архангельске. При встрече судов в море поморы спрашивали друг друга- «Откуда Бог несет? — С Мурмана — в Город».

Особенностью Архангельска было наличие порта и сочетание в городской пространственной структуре двух частей: собственно городской территории и акватории — освоенного водного пространства, где в гавани стояли корабли. Портовому назначению подчинялась и архитектурно-планировочная структура Архангельска: все проспекты города шли параллельно набережной, от которой начинались радиальные улицы, пересекавшие проспекты. Радиальные улицы устремлялись не к центру города (гостиные дворы, Троицкий собор), а к окраинам (мхам), реализуя кратчайшее расстояние от них до набережной. Специфика портового города накладывала свой отпечаток и на городской быт, который определялся сезонной цикличностью навигации. Каждая навигация привлекала большое количество приезжего населения, в том числе и иностранных моряков. Так, в 1870-е гг., когда численность городского населения была около 20 тыс. человек, во время навигации в Архангельск приезжало ежегодно от 5 до 8 тыс. иностранных моряков, от 3 до 4 тыс. поморов с побережья и до 10 тыс. судорабочих. Зимой же гавань превращалась в занесенную снегом окраину города. Среди профессий горожан выделялась большая группа занятий, связанных с обслуживанием порта. Со второй половины XIX в. развитие экспорта леса на Севере привело к появлению в городе лесопромышленности и формированию самой большой и активной части архангельского пролетариата — рабочих лесозаводов.

К началу XX в. он был одним из самых крупных городов Русского Севера. В 1914 г. в нем проживало 45 614 человек. Русские составляли 94-96% жителей Архангельска, они преобладали в составе всех социальных и профессиональных групп горожан. Среди иноэтничного населения выделялась группа немцев, поселившихся в городе еще в первые десятилетия его основания и образовавших кварталы Немецкой слободы. Там же селились другие иностранные предприниматели и торговцы: англичане, голландцы, норвежцы, датчане.

Интересно, что сословное разделение архангелогородцев соответствовало и их компактному территориальному размещению внутри города. В Архангельске «южную его часть... занимало русское духовенство и купечество, в центре — казенные и общественные места, рынок и квартиры большей части чиновников, к северу, по берегу реки, дома и конторы иностранных купцов и гостей, северо-восточная часть, собственно называемая Кузнечихой, занята сухопутным гарнизоном, военными госпиталями и т.п. Обыватели прибрежных и островных деревень, почти до города Холмогор, большею частию служат при коммерческих домах...»

Уклад жизни и сословный состав жителей Архангельска и его окрестностей сохранялся без особых изменений до начала XX в.