Прибыль - экономическая основа предпринимательского мышления

На деньгах, поступивших на расчетный счет успешно развивающейся фирмы, к сожалению, не было написано, как они должны были быть потрачены. Это были просто рубли. А дел было так много. Нужно было приобрести пару компьютеров, принтер и факс; закончить работы по обустройству раздевалки для рабочих; купить и установить два компрессора и построить небольшую компрессорную станцию; приобрести пресс и завершить оснастку для изготовления нового изделия.

Правда, и поступление денег от реализации продукции было очень неплохим и все время росло. А вместе с этим росла и уверенность, что этот рост никогда не кончится. Будущее представлялось чем-то вроде международной корпорации, а дорога к нему — немецким автобаном.

Автобан без всяких предупредительных знаков неожиданно закончился в каком-то захолустье, изрезанном канавами и оврагами. Кое-какие знаки по пути все-таки попадались, но кто же будет обращать на них внимание, когда мчится на скорости 200 километров в час в светлое будущее.

Первым знаком стали никелевые аноды. Они кончились в самый неподходящий момент, когда заказов было много, в том числе и на изделия с никелевым покрытием. Пришлось устроить разнос нерадивым снабженцам — вечно что-нибудь перепутают. Тоже причину нашли — нет денег! Как это нет денег, когда они поступают каждый день, как часы.

Вторым знаком стала краска. Она тоже кончилась, как назло. И нужно-то ее не очень много, но меньше упаковки ведь не купишь. Опять прозевали. Ну что еще нужно? Компьютер им купили, принтер тоже, пресс приобрели, чтобы еще больше продукции выпускать.

Потом закончился лист толщиной 2 мм. Тут уж ничего не попишешь — НДС такой получился за месяц, что пришлось отдать на него все подошедшие деньги.

А потом вдруг закончился автобан. Компьютер с принтером работали, раздевалка для рабочих введена в строй, на новом фундаменте красовался новый пресс. Не было только материалов, чтобы выполнить все поступившие заказы, и не было денег, чтобы их купить.

Каждому, кто занимается бизнесом, должна быть известна его суть — образование прибыли. Именно она и есть цель любого бизнеса.

Прибыль — это то, что остается от поступивших денег за выполненные заказы после оплаты всех расходов, необходимых для выполнения заказов, и уплаты налогов. В расходы входят одноразовые траты, например оплата материалов и комплектующих изделий (или товаров, в случае торгового бизнеса), а также траты за определенный период, например оплата аренды помещений, услуг телефонного узла, оплата коммунальных услуг, заработная плата. Кроме того, нужно уплатить все налоги.

Схематично это изображено на рис. 14.1. Нижняя и большая часть колонки, отражающей объем продаж за отчетный период, — это оплата всего того, что нужно для функционирования бизнеса и что обеспечивает образование прибыли, а верхняя небольшая часть — это сама прибыль.

Прибыль - экономическая основа предпринимательского мышления

Обычно итоги подводятся за месяц, потому что бухгалтерия, которая рассчитывает прибыль, должна учесть и все текущие платежи за месяц, и все поступления за тот же период.

Если расчеты производятся за квартал, то это может быть удобно для бухгалтерии, но очень плохо для предпринимателя. В этом случае он, по крайней мере, на два месяца из трех, оказывается слепым и не может увидеть, сколько денег он может потратить на развитие фирмы каждый месяц.

Заметим, что все расходы, произведенные фирмой для развития бизнеса, — приобретение оргтехники, оборудования, мебели, финансирование новых разработок, освоение новой продукции и новых технологий, покупка автомобиля и многое другое — могут осуществляться только из прибыли. То есть из той маленькой части изображенной на рис. 14.1 колонки. Если прибыли нет, то и говорить не о чем. Если ее мало, то что-то нужно исключать. Но если вдруг везет и прибыли много, то это вовсе не означает, что всю ее нужно спустить.

Мы еще не раз будем возвращаться к прибыли. Она — самый важный собственный ресурс бизнеса для его развития. Прибыль делает бизнес стабильным и крепким, а предпринимателя — преуспевающим.

Как это ни покажется парадоксальным, именно прибыль — цель, суть и важнейший экономический критерий бизнеса — многими предпринимателями попросту игнорируется и превращается в бухгалтерскую манипуляцию. Нужно также сказать, что многие предприниматели ее просто не понимают. Как в нашем примере. Директор был убежден в том, что все, что он сделал, было абсолютно необходимым и своевременным. В своих действиях он руководствовался только состоянием расчетного счета фирмы и обязательными платежами, которые устанавливала бухгалтерия — в основном налоги, заработная плата и услуги. Поэтому директор никогда не располагал точной информацией — какая сумма денег может быть потрачена в данном месяце на развитие бизнеса.

А поскольку дел всегда больше, чем денег на их осуществление, директор стал расходовать на развитие деньги, заложенные в материалах, т. е. стал тратить на развитие оборотные средства бизнеса. Поэтому руководимая им фирма оказалась не способной выполнять все возрастающий объем заказов.

Только из-за ошибочных действий руководителя бизнес стал терять прибыль, потому что оказался не в состоянии выполнить все поступающие заказы. Для этого в бизнесе было все: персонал, оборудование, продукция и покупатели. Не было только денег, которые руководитель потратил совсем не на то, что нужно. Асфальт кончился и автобан уперся в непроходимое бездорожье. Наглядный пример того, как во имя светлого будущего погублено хорошее настоящее. Да и не было никакой уверенности в том, что «под мудрым» руководством директора до светлого будущего удастся дожить.

Если предприниматель-руководитель не управляет прибылью, то это означает только одно — он не понимает экономики бизнеса. В таком случае он не сможет управлять и финансами. Поэтому бизнес будет постоянно лихорадить, ему постоянно будет не хватать денег и будущее его, скорее всего, печально.

Прибыль — это своеобразный индикатор, как лампочка на панели вашего автомобиля, сигнализирующая об остатке топлива в баке. Если прибыли нет, то красная лампочка мгновенно загорается: такой бизнес долго не протянет, если не принять немедленных мер по его улучшению.

Однако даже если прибыль и есть, то существуют шансы, что бизнес все равно может погибнуть. Это произойдет в том случае, если предприниматель тратит деньги так, как ему вздумается, не обращая никакого внимания на размер образованной прибыли. В конце концов, бизнес будет доведен до такого состояния, когда он перестанет образовывать прибыль и дни его, опять же, будут сочтены.

Подчеркнем, что печальный конец всегда наступает по вине самого предпринимателя, потому что он не смог развить в себе предпринимательский образ мышления.

Прибыль — это экономическая база такого мышления. Любое действие предпринимателя сказывается на экономике бизнеса. Для бизнеса хорошо все то, что увеличивает прибыль, т. е. делает его сильнее.

Мы не рассматриваем сейчас вопрос использования прибыли. Об этом пойдет речь дальше. Мы говорим сейчас только об образовании прибыли бизнесом. Прибыль сегодня — это укрепление позиций в сегодняшний момент и лучший способ укрепить свои позиции в будущем.

В малом бизнесе прибыль — это объективная оценка правильности любого действия предпринимателя. Каждое такое действие должно увеличивать прибыль в настоящем и будущем. Безусловно, предпринимателю не должен изменять здравый смысл и он не должен совершать таких действий, которые увеличат прибыль в данный момент и приведут к краху завтра.

Но предприниматель должен сто раз подумать, прежде чем совершить действие, приводящее к уменьшению прибыли в настоящий момент. Для этого нужны исключительно веские причины.