Приучаем малыша к порядку, или Куда прячутся игрушки?

Каждый родитель однажды задается вопросом: «С какого возраста следует начинать приучение ребенка к порядку?» Дети растут незаметно и всегда есть риск обнаружить, что драгоценное время упущено. А постоянная нехватка времени у работающей или перегруженной домашними делами мамы может привести ее к компромиссной мысли: «А не проще ли сделать все самой?» Не сомневайтесь, что, однажды допущенная, такая мысль будет радостно поддержана вашим ребенком, а вы упустите еще один шанс воспитать его хорошим хозяином. Но если однажды вы услышите, как ваша знакомая с гордостью и радостью рассказывает, что ее ребенок сам разогрел обед, перемыл всю посуду и пропылесосил ковры, не спешите обвинять ее во лжи, а себя в педагогической некомпетентности. Просто она вовремя приучила ребенка к порядку.

К 1 году малыш начинает с интересом исследовать окружающий его мир вещей, узнает новые слова, названия предметов, с каждым днем лучше понимает речь взрослого. Он охотно выполняет простейшие задания: «Дай игрушку», «Принеси погремушку» и т.д. Выделите определенное место, где будут храниться игрушки и поставьте там симпатичную корзину или яркий контейнер. Главное, чтобы маленькому хозяину было удобно складывать и доставать оттуда любимые вещи. В этом возрасте у детей появляется интерес к манипуляциям с предметами. Попробуйте сначала вместе с малышом собрать разбросанные игрушки в корзину, затем предложите ему проделать это самому. Не огорчайтесь, если через минуту все вещи вновь окажутся на ковре, ведь пока для ребенка это только игра. Обратите его внимание на то, что перед прогулкой или перед сном игрушки отправляются на место.

В полтора года покажите ребенку, где хранится его одежда. Продемонстрируйте ему, куда вы кладете шапочку и варежки, а куда вешаете куртку. Попросите малыша показать, где стоят его ботинки, куда убраны колготки и рубашки. Так ребенок осознает понятие «порядок». Предложите малышу самостоятельно почистить запачканную одежду щеткой, простые действия наверняка приведут его в восторг, а вы объясните ему, что так рождается чистота.

К двум годам ребенок активно стремится стать участником уборки. При этом гордо подчеркивает, что он «большой», «умница» и «помощник». Малыш с удовольствием машет веником, протирает все подряд поверхности одной и той же тряпочкой. Поощряйте его, хвалите и ненавязчиво показывайте, как правильно вытереть пыль или отжать тряпку. Не стоит журить его за то, что он что-то нечаянно разобьет или уронит, это может отбить желание помогать вам в следующий раз. В этом возрасте можно позволить ребенку вымыть свою тарелку и чашку, необходимо отвести ему доступное место для хранения снятой на ночь одежды. Не забывайте и о гигиене: привыкший носить чистую одежду, ребенок будет неуютно чувствовать себя в испачканной.

В 2,5 – 3 года поручения можно усложнять – ребенку уже под силу поливать цветы из маленькой лейки, протереть пыль, отнести в корзину грязное белье. В разговоре с ребенком всячески подчеркивайте, что он у вас настоящий помощник, без которого вы не справились бы. Игрушки тоже должны знать свое место. Превратите их уборку в неизменный ритуал, время для которого строго соблюдается: перед прогулкой, перед едой, перед сном. Здесь главное – систематичность ваших действий, тогда ребенок станет воспринимать наведение порядка как нечто, что разумеется само собой.

В 4 года появляется стремление расставлять все по собственному вкусу. Не мешайте ребенку, а тактично укажите, что книги целесообразнее расставить на полке, а краски и альбом лучше держать в столе. Необходимо, чтобы у ребенка в этом возрасте было место, свой уголок, где он мог бы быть полноправным хозяином.

В 5 – 6 лет намечается интерес к учебной деятельности, ребенок проявляет интерес к чтению и письму, игры становятся продолжительнее во времени. Теперь уборка может быть «официально» включена в распорядок дня. Главное, не ставьте ребенку «глобальных» задач, вроде: «Убери в комнате» или «Приведи вещи в порядок». Он может испугаться ответственности, возложенной на него, ощутить неуверенность в своих силах. Попробуйте дробить поручение на несколько мелких, например: полей цветы, протри пыль, расставь игрушки.

В 7 – 8 лет дети стремятся сами убирать свои вещи, если все предыдущие этапы пройдены с успехом. У ребенка появляются свои маленькие тайны, поэтому копаться в его вещах, перекладывая их по-своему, недопустимо.
Для особо упрямых! Если ваше чадо все же не реагирует на уговоры убрать за собой игрушки, уберите их сами, сказав при этом, что до послезавтра они будут конфискованы.

Не поддавайтесь на слезные просьбы вернуть их, проявите твердость характера. После одного-двух вечеров под замком, игрушки мигом научатся находить свое место. С маленькими упрямцами можно взаимодействовать с помощью литературы. На 2-3-летнего неряху глубокое впечатление наверняка произведет история про Федору и ее несчастную посуду. Обсудите с малышом, почему посуда покинула свою хозяйку, и не случится ли такого и с вами.

Но главное, дорогие родители, личный пример. В первые годы жизни человек учится всему через подражание, поэтому часто достаточно вам самим охотно и качественно наводить порядок, чтобы ребенок тоже отнес уборку к одному из своих любимых дел.