Пуэбла - земля священных вулканов

Энциклопедия путешествий - Достопримечательности

Чтобы получить анонсы новых статей, подпишитесь на нас в Вконтакте и в Одноклассниках!
ПОДЕЛИСЬ ССЫЛКОЙ С ДРУЗЬЯМИ!


Куда поехать?

Этот мексиканский штат оказался там, где жить, казалось бы, невозможно: прямо на участке Транс-мексиканского вулканического пояса, где находятся крупнейшие вулканы страны. Пусть они и подают признаки жизни довольно редко, но характер их все равно остается непредсказуемым. Зато древние жители этих мест — представители нескольких сменявших друг друга доиспанских цивилизаций — строили здесь города и огромные пирамиды, словно соревнуясь с природой. Эти люди хотели оказаться как можно ближе к тем, кому поклонялись, — своим древним богам, олицетворением которых и были вулканы.

ГОРЫ ПРИРОДНЫЕ И РУКОТВОРНЫЕ

Пуэбла входит в число самых высокогорных штатов Мексики. Но среди всего разнообразия вершин встречаются и такие, что были созданы руками человека.

Штат Пуэбла находится на юго-востоке Мексиканского нагорья, на территории двух крупных природных регионов — Мексиканской долины и Трансмексиканского вулканического пояса.

Ацтекское название долины — Анауак (используется также название плоскогорье Анауак). Это историческое ядро возникновения и развития доиспанских цивилизаций — с плодородными почвами, реками позерами.

На участке Транс-мексиканского вулканического пояса, расположенном в штате Пуэбла, находятся высочайшая вершина страны — вулкан Орисаба (Ситлалтепетль) («Атлас» №275), последний раз извергавшийся в XVII в., и три другие высокие точки — вулканы Попокатепетль («Атлас» № 128), Истаксиуатль («Атлас» № 241) и Ла-Малинче. Все они признаны памятниками природы, охраняются законом и находятся на территории трех национальных парков. В список Всемирного наследия ЮНЕСКО внесены монастыри на склонах вулкана Попокатепетль. «Дымящаяся гора» время от времени просыпается, и тогда над ней поднимается трехкилометровый столб пепла и пара.

В соседних штатах нет такого количества хотя и небольших, но полноводных и быстрых рек, как здесь. Пуэбла стоит на первом месте по количеству ГЭС, снабжая электричеством всю центральную Мексику, включая столицу страны, а водохранилища штата обеспечивают водой ирригационные системы всех соседних штатов.

Значительную часть территории занимают леса, растет в основном сосна, ива и дуб.

С начала заселения этого плодородного края со множеством рек различные племена боролись за право обладать им. Судя по находкам археологов, первые поселения (стоянки) в Пуэбле были первыми местами обитания человека на территории Мексики вообще и имеют возраст порядка 14 тыс. лет. В 6-м тыс. до н. э. здесь начали складываться археологические культуры, представленные различными орудиями труда и постоянными поселениями, а доместикация растений началась во 2-м тыс. до н. э. И этот факт определяет территорию штата, как наиболее древний сельскохозяйственный район Америки. Влияние ольмек-ской культуры заметно проявилось около 1 -го тыс. до н. э. В III в. здесь властвовали цивилизации теотиуакана, затем тольтеков, в дальнейшем — ацтеков, тотонаков, миштеков. О временах расцвета культуры этих народов напоминают руины древних городов Кантона и Йоуаличан.

Но самое впечатляющее свидетельство деятельности древних цивилизаций Мезо-америки на территории нынешнего штата Пуэбла — Большая пирамида в Чолулу, известная также как Тлачиуальтепетль, что в переводе с науатля означает «рукотворная гора». Эта самая большая пирамида в Мексике: длина основания — 440 м, высота — 77 м. Это место поклонения и жертвоприношений Пернатому змею — богу Кетцалькоатлю; строили ее люди семи разных   цивилизаций, последовательно сменявших друг друга, в течение, предположительно, 1100 лет, а затем по неясным причинам забросившие и постройку, и дома вокруг нее. Пирамида в Чолулу — очень загадочное сооружение, археологические работы в ней продолжаются. После того как в этих местах обосновались конкистадоры, на ее вершине в знак превосходства католичества над «варварской» верой в 1554 г. они построили церковь Пресвятой Девы Утешительницы.

Согласно ацтекским кодексам — иллюстрированным летописям, — до появления испанцев территория нынешнего штата была малонаселенным местом, где устраивались цветочные войны — ритуальные сражения между городами-государствами для захвата пленных для жертвоприношения и проведения ритуальных актов каннибализма. Так как в жертву можно было приносить только захваченных в бою, то цветочные войны проводились регулярно, по договоренности, чтобы избежать полномасштабных войн.

Первые испанцы проникли в этот край в 1519 г., когда совершали поход в город-государство Теночтитлан на месте современного города Мехико. Во главе отряда был самый известный конкистадор Эрнан Кортес (1485-1547 гг.) — завоеватель Мексики и разрушитель государства ацтеков. В захватнической политике он больше полагался на силу, чем на договоры, и поэтому его люди массово истребляли индейцев. К тому времени власть Теноч-титлана простиралась над центральной и южной частями нынешнего штата, а Тескоко (второй по значению город цивилизации ацтеков) владел северной.

Рельеф штата Пуэбла — это чередование гор и долин с резкими перепадами высот. В древности горы служили естественной преградой на пути завоевателей, стремившихся завладеть долинами с плодородной вулканической почвой.

К МИРУ — ЧЕРЕЗ МНОЖЕСТВО ВОЙН

Штат расположен на пути к столице страны — Мехико, и поэтому он всегда оказывался на пути армий интервентов, мятежников и революционеров.

В 1520 г. весь этот благодатный край D покорился испанцам. В 1524 г. по воле испанского короля Карла V с целью наладить вывоз природных богатств и обращение в рабство местного населения конкистадорам были дарованы права эн-комьендо (владетелей). И в течение XVI в. на этих землях появились огромные плантации сахарного тростника и пастбища.

В 1531 г. на высоте 2150 м, был основан город Пуэбла-де-лос-Анхелес («посвященный ангелам»). Его построили на месте древнего ритуального индейского центра Куетлашкоапан (в переводе с науатля — «там, где змеи сбрасывают кожу»). Здесь находилось много индейских храмов, и на месте каждого конкистадоры поставили церковь, которых и сегодня в городе около ста. Первоначально Пуэбла должен был стать укрепленным пунктом между портовым Веракрусом на побережье Мексиканского

залива и Мехико, но постепенно, используя свое транзитное положение,

превратился в крупный торговый центр. В конце XVI в. это уже был второй по размерам и торговым оборотам город Новой Испании после Мехико.

Все XVII и XVIII вв. город богател, в нем появилось множество прекрасных храмов, фонтанов и дворцов, в том числе кафедральный собор Непорочного Зачатия Девы Марии, монастыри Санто-Доминго и Сан-Франциско, в архитектуре которых причудливым образом переплелись ренессанс, готика и барокко.

До наших дней в городе сохранилась прямоугольная сеть улиц, как ее задумал выписанный из Испании архитектор Камачо. А также много домов, на которых с XVI в. осталось богатое украшение из многоцветных изразцов. Традиции изготовления такой плитки и посуды в том же стиле сохранились до наших дней: техника керамики талавера с ручной росписью считается культурным и историческим достоянием Мексики. Исторический центр города Пу-эбла внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1987 г.

В XVII в. Пуэбла обнаружила для себя новый источник дохода: в городе открылись большие текстильные мануфактуры. Правда, рост богатства испанцев происходил на фоне массового вымирания кореннаселения.

Движение за независимость от Испании началось в этих местах в 1811 г., но натолкнулось на упорное сопротивление роялистов. Борьба была жестокой и долгой, завершившись провозглашением независимости в 1821 г. А в 1823 г. Пуэбла официально стала штатом Мексики.

С середины 1820-х гг. Пуэбла пережила множество конфликтов между враждующими мексиканскими политическими группами. И без того тяжелая внутренняя ситуация осложнилась интервенцией в ходе франко-мексиканской войны 1861-1867 гг.

5 мая 1862 г. французы попытались овладеть хребтом Серро-де-Гуадалупе, господствующим над городом, но были отбиты мексиканцами с относительно небольшими потерями с обеих сторон. День победы при Пуэбле отмечается как мексиканский национальный праздник — пятое мая, в центре герба штата находится изображение горного хребта и дата битвы, а город получил почетное название Пуэбла-де-Сарагоса — в честь победоносного генерала Сарагосы.

Год спустя, в апреле 1863 г., Пуэбла все-таки была захвачена, и мексиканцы понесли огромные потери. В мае 1863 г. французы возвели на престол австрийского эрцгерцога Максимилиана, но спустя три года оставили Мексику.

Мир на время вернулся в штат, который все так же оставался торговым, сельскохозяйственным и текстильным центром страны. Спокойствие нарушила мексиканская революция 1910 г. Революционный лидер Эмилиано Сапата (1879-1919 гг.) возглавил борьбу с диктатурой Порфирио Диаса. Сам крестьянин, он опирался на крестьянское большинство жителей штата, и бои в Пуэбле были особенно жестокими и кровавыми.

В наши дни штат Пуэбла развивает промышленность — горнодобывающую и машиностроительную, но 37% жителей все так же заняты в сельском хозяйстве.

В штате — большая численность индейского населения, в основном это представители народов науа и тотонаки. Примерно 13% населения говорит на коренных языках, что вдвое превышает средний показатель по стране.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Из сотни городских храмов жители города Пуэбла особо почитают часовню Росарио постройки конца XVII в. Индейцы под руководством доминиканских монахов строили ее сорок лет. Капелла сооружена в стиле барокко, ее резные стены, своды и колонны покрыты золотом и изразцами. Нынешний мексиканский стиль керамики талавера использует ту же технологию, что в XVI в. привезли доминиканские монахи из местности Талавера в Испании. В свою очередь, испанцы позаимствовали эту керамику у арабов, которые узнали о ней в Китае.

■ В окрестностях столицы штата находится Кошкомате — в переводе с языка науатль «глиняный горшок». По форме это творение природы действительно напоминает перевернутый гигантский сосуд: диаметр горловины — 23 м, высота от основания — 13 м. Кошкомате часто называют «самым маленьким в мире вулканом», что не соответствует действительности, так как это гейзер, правда, очень большой. Фонтан кипятка и раскаленного пара забил в 1064 г., последний раз выброс воды произошел в 1662 г. Теперь гейзер считается спящим. Пользуясь этим обстоятельством, горожане превратили его в аттракцион для туристов, установив в «горшке» винтовую лестницу, по которой можно попасть внутрь гейзера. Сами местные жители предпочитают держаться от Кошкомате подальше: он пользуется недоброй славой, как место, куда ацтеки бросали пленных, приносимых в жертву.

■ После сражения при Пуэбле 5 мая 1862 г., когда Мексика одержала одну из первых побед над иноземными захватчиками, погибших мексиканцев и французов похоронили на отдельном кладбище, которое мексиканцы прозвали Пер-Лашез по аналогии с известным парижским некрополем. В наши дни кладбище считается весьма престижным, здесь хоронят уважаемых горожан.

■ Тот факт, что останки ископаемых животных ледниковой эпохи (мамонты, мастодонты, бизоны), найденные вместе с изготовленными человеком каменными орудиями в Вальсекильо, имеют возраст менее 23 тыс. лет, заставляет пересмотреть взгляды антропологов на историю заселения Американского континента.

■ Пирамида в Чолулу — самая большая одиночная постройка Мексики, она считается (пока не завершились раскопки) одной из крупнейших пирамид в мире. Относительно ее предназначения существует масса версий, многие из них опираются на библейское предание о Вавилонской башне и древние ацтекские легенды. Одна из них рассказывает, что до сотворения света Чолулу томилась во мраке посреди равнины, покрытой водой. Когда над равниной взошло солнце, пришли люди-гиганты. Очарованные солнечным светом, они решили создать постройку, поднимающуюся до самого неба. Прознав о святотатстве, боги пришли в ярость, разрушили верхнюю часть постройки и разбросали строителей по разным уголкам мира.

■ В переводе с языка науатль название региона Анауак означает «близко к воде». Так как выхода к морю у этой территории нет, то, вероятно, под «водой» подразумеваются озера, которых на территории нагорья действительно довольно много.

■ Монастыри на склонах вулкана Попокатепетль построили монахи — францисканцы, доминиканцы и августинцы в XVI в. Расчет миссионеров основывался на том, что если обосноваться прямо на священном для индейцев месте, каковым являлся вулкан, то процесс христианизации пойдет быстрее. Намерения оправдались, монастыри сыграли значительную роль в обращении в католическую веру большей части индейского населения региона, причем довольно в короткий срок. В отличие от своих соотечественников на соседних территориях нынешней Мексики, здешние индейцы отнеслись к смене веры довольно спокойно, согласно собственному мировоззрению, восприняв это как договор с небесами.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Природные: нац. парки Истаксиуатль-Попокателетль (1935 г.), Пико-де-Орисаба (1937 г.) и Ла-Малинче (1938 г.), биосферный заповедник Теуакан-Куикатлан, водопады Сан-Педро, Тулиман и Сальто-Гранде, минеральные источники Пеньяфель и Гарси-Креспо, ущелье Лос Хильгерос, долина Сложенных Камней, пещеры Кармидас, гейзер («вулкан») Кошкомате.
■ Исторические: Большая пирамида в Чолулу (III в. до н. э. — IX в.), руины города Йоуаличан (200-1200-е гг.), древний город Кантона (600-1000 гг.), монастыри на склонах вулкана Попокатепетль (XVI в.), монастырь и церковь Сан-Франсиско (Теуакан, XVI в.), францисканский монастырь Сакатлана (1562-1567 гг.).
■ Культовые: церковь Пресвятой Девы Утешительницы (Чолула, 1554 г, восстановлена в 1874 г.).
■ Культурные: Ботанический сад кактусов (Теуакан).
■ Г. Пуэбла: исторический центр (дома XVI-XVIII вв. с резьбой и изразцами), кафедральный собор Непорочного Зачатия Девы Марии (1555-1649 гг.), фонтан Михаила Архангела (1556 г.), монастыри Санто-Доминго (1571-1611 гг.) и Сан-Франциско (1538-1767 гг.), часовня Росарио (1690 г.), Музей народного искусства (здание бывшего монастыря де Санта-Роза, XVII в.), барочные церкви Гуадалупе (1694-1714 гг.), Ла-Компанья (1746-1767 гг.) и Нуэстра-Сеньора-де-ла-Лус (1761-1820 гг.), форты Лорето и Гуадалупе (XIX в.), Музей штата Пуэбла (здание Каса-де-Альфеньике, около 1760-1790 гг.), Краеведческий музей Санта-Моника, Музей искусства X. Л. Бельо-и-Гонсалес.

ЦИФРЫ

Площадь: 34 306 км2.
Население: 6 168 883 чел. (2015 г.).
Плотность населения: 179,8 чел/км2.
Самая высокая точка: 5610 м, вулкан Орисаба (Мексиканское нагорье).
Прочие вершины: вулканы Попокатепетль (5426 м), Истаксиуатль (5230 м) и Ла-Малинче (4461 м).

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Местонахождение: Ю. центральной Мексики.
Административное деление: 217 муниципалитетов.
Административный центр: г. Пуэбла — 1 434 062 чел. (2010 г).
Города: Теуакан — 331 167 чел., Сан-Педро-Чолула — 193 554 чел., Сан-Мартин-Тесмелукан — 141 112 чел., Атлиско — 126 384 чел., Тесьютлан — 92 246 чел., Уэхоцинго — 90 846 чел. (2010 г.).
Образование штата: 1823 г.
Языки: испанский (официальный), индейские языки (науатль, чакауахтль, пополука, отоми, миштекские).
Этнический состав: метисы, белые, науа, тотонаки, миш-теки, пополуки, отоми.
Религии: католицизм — 93%, протестантизм и евангелизм — 4,4%, прочие и не определившиеся — 2,6% (2010 г).
Денежная единица: мексиканский песо.
Реки: Нексака, Атояк, Миште-ко, Пентепек, Рио-Саладо.
Аэропорт: международный Пуэбла имени Братьев Сердан.
Соседние штаты: на С. и В. — Веракрус, на Ю. — Оахака, на Ю.-В. — Герреро, на 3. — Морелос, Мехико, Тласкала и Идальго.

Атлас. Целый мир в твоих руках № 366


ПОДЕЛИСЬ ССЫЛКОЙ С ДРУЗЬЯМИ!


Добавить комментарий с помощью Vk


Добавить комментарий с сайта

Защитный код
Обновить

Чтобы получить анонсы новых статей, подпишитесь на нас в Вконтакте и в Одноклассниках!

Энциклопедия путешествий. Пуэбла - земля священных вулканов. Достопримечательности.