Развитие новой культуры празднования

В годы нэпа праздничная церемония в городе обогатилась массовыми уличными развлечениями, концертами, спортивными выступлениями. демонстрацией производственных достижений, «политкарнавалом». Со второй половины 1920-х гг. праздники состояли из двух частей: демонстрации, которой предшествовал военный парад, и вечернего народного гулянья в день демонстрации или на следующий. В Архангельске «к 11 часам трудящиеся собираются у Дворца труда и стройными рядами идут но улице Виноградова с развернутыми знаменами на Октябрьскую площадь. Знамен много. Пунцово-красные. Между ними — художественные картины с надписями, выполненными золотой и белой тесьмой... гирлянды из хвои, портреты вождей на красном фоне... Во всех клубах проходили митинги рабочих... затем были поставлены везде спектакли...».

В первые десятилетия советской власти в городах Архангельского края создавались Дома культуры, клубы, по деревням и селам — избы-читальни. Формировалась среда, с помощью которой распространялась новая праздничная культура. В отчете за 1938 г. Дома культуры г. Шенкурска Архангельской области сообщалось: «Работало 3 кружка — драмкружок, духовой, кружок по изучению положения о выборах в Верховный Совет. Поставлено 10 спектаклей и постановок, прочитано 2 лекции: «История народов СССР». «Острозаразные болезни и борьба с ними». 4 доклада, присутствовало 1188 человек. Организовано 14 вечеров самодеятельности и танцы. Создана культбригада из 8 человек.

Вышестоящими инстанциями давались указания: «В избах-читальнях и красных уголках проводить читку газет и журналов с разъяснением выступлений тов. Сталина. Проводить вечера вопросов и ответов. вывешивать соответствующие лозунги, рекомендуемые списки литературы. На время сельскохозяйственных работ перенести работу полптпросветучереждении в поле, на тока». Кроме того, рекомендовалось отмечать определенные памятные даты. В апреле 1938 г. это были «Приезд В.И. Ленина в Петроград, день рождения В.И. Ленина, “Апрельские тезисы”, Ленский расстрел рабочих; День рождения Н А. Островского, Эрнста Тельмана; День смерти Владимира Маяковского, годовщина битвы на Чудском озере; 375 лет со дня рождения В. Шекспира». Все эти события следовало отмечать проведением бесед, лекций, громких читок, литературных вечеров, вечеров художественной самодеятельности, организацией выставок. Рекомендовалось также усилить антирелигиозную пропаганду, учитывая, что «9 апреля с.г. религиозники отмечают Пасху. Провести соответствующие беседы и лекции».

С середины 1930-х гг. в новогодние торжества стала возвращаться елка. Теперь елка, вычеркнутая с середины 1920-х гг. из быта как пережиток прошлого, поскольку до революции она являлась атрибутом Рождества, наряду с Дедом Морозом и Снегурочкой становится символом новогоднего праздника.

В 1935 г. в статье «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» в газете «Правда» от лица одного из партийных руководителей писали: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники всегда устраивали на Новый год своим детям елку.. Комсомольцы, пионеры, работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, во дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка. Не может быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило накануне Нового года елку для своих ребятишек... Уже в январе 1936 г. во многих детских садах, школах, домах пионеров, рабочих и армейских клубах проводились новогодние елки. Советский календарь обогатился новым праздником, истоки которого лежали в огромнейшей популярности рождественской елки.