Развивающая жизнь: крутые активности для детей на природе от Ольги Фанагей-Барановой

Мама четырех сыновей, журналист и блоггер, Ольга Фанагей-Баранова переехала с двумя младшими сыновьями в деревню.

В своей колонке она рассказывает о том, как они живут с детьми вне городской цивилизации, какие открытия делают каждый день и с какими трудностями сталкиваются. О том, как Ольга вместе с семьей решила уехать из города, можно прочитать здесь. А далее - про естественное и интересное развитие детей на природе.

Ольга Фанагей-Баранова, мама четырёх сыновей, блогер, организатор детских книжных фестивалей

«Сьогодні в клубі будуть танці?»

В деревне, где мы поселились, есть клуб. Ну точнее, «заведение клубного типа» - так гласит табличка на глинобитном домике размером с хороший курятник. Там организовывают выборный участок и, наверное, проводят встречи с депутатами и кандидатами. В основном на двери висит амбарный замок, так что точнее не скажу. Определенно, там нет кружков хорового пения и бального танца, студий раннего развития и занятий по подготовке к школе. Возможно, это проблема для села. Но это не проблема для меня и моих детей. Потому что я уверена: лучшая развивающая среда – жизнь.

Нейроны по расписанию

Мне кажется, что значение стороннего вмешательства в развитие детей в современном мире сильно преувеличено. Малыша пичкают знаниями-умениями, таская с гимнастики и на «английский с года», из всех сил развивая нейронные связи и творческий потенциал по жесткому расписанию. Где же ему взять время на то, чтобы вызрел собственный интерес к какому-то вопросу, чтобы пророс запрос на какое-то знание? Погоня за эффективностью в этом вопросе лишает жизнь глубины. Причем, как жизнь ребенка, так и жизнь родителя.

Моя среда – мое богатство

В общем, я сторонник свободного развития ребенка в богатой среде. Самая богатая среда, на мой взгляд – это живая природа. Вот поэтому мы с двух- и пятилетним ребенком переехали в деревню. Я не провожу занятий, а просто удовлетворяю возникающие у них запросы. Не формирую интересы, а наблюдаю за теми, что у них появляются, и помогаю в их развитии. Если моя помощь требуется.

Да, к богатой среде должен прилагаться человек, имеющий возможность и желание отвечать на постоянно возникающие у ребенка вопросы. Или готовый вместе поискать ответы. Я готова.

Школа в полевых условиях

За нашим забором начинается пшеничное поле. Пшеница весной растет прямо на глазах: «Мама, в прошлый раз она была мне по колено, а теперь – по пояс!». Степа в восторге бежит за папиной рулеткой. И вот у нас новое развлечение: мы ежедневно измеряем пшеницу, записываем показатели, сравниваем их. Да, заодно Степа и с цифрами поближе познакомился, и освоил вычитание. Но это не цель. Это средство, на которое возник спрос у самого ребенка.

«Мама, смотри – в некоторых местах растения ниже, чем на все остальном поле». И мы высказываем предположения и гуглим «вредители злаковых» и «свойства почвы». А потом Степа вспоминает энциклопедию по археологии, которой был очень увлечен с полгода назад. «Это значит, что там под землей – остатки строений. Это же археологи при помощи аэроразведки выясняют, а мы так заметили!!!» Восторгу нет предела. Бежит за своей саперной лопаткой. Чтоб начать раскопки.

Знания под ногами

Берега прудов соседского рыболовецкого хозяйства усеяны огромными скелетами карпов и толстолобов и сверкающими кристаллами минералов. Степа играет костями (как и многие дети этого возраста – он фанат черепов и костей), складывая сломанные рыбьи скелеты, как конструктор. «Вот это ее грудная клетка, а тут – под пластинкой у нее прячутся эти, ну… рыбьи легкие. А эта косточка, интересно, зачем?..».

Привозим из города книгу о строении скелетов животных.

Обзаводимся определителем минералов. Узнаём, что сокровища, которыми усыпаны наши берега – слюда и полевой шпат. А почему именно они, а почему они прямо растут из глины, а что такое кристалл, а друза? Мне интересно, не меньше, чем старшему сыну. А младший тем временем выстроил из камней башню. И пошел ноги мочить в прохладной весенней водичке: отлично, спонтанное закаливание в действии.

Вытворяем

Что касается творчества, то оно ведь во всем и всюду. Нам не нужно ходить в кружок, для того, чтобы петь. Мы просто поем. Нам не надо учиться, чтобы танцевать. «Мама, я танцую так, как тело просит!» - и это истинный танец, я уверена. Музыкальные инструменты? Флейты, гитару и барабан мы привезли с собой, пианино пока ждет нас в городе. Краски, карандаши, мелки, глина, тесто, воск, пластилин – материалы, время и место для импровизации в любом виде искусства есть. А также есть вдохновение. По-моему, больше для творчества ничего не нужно. По-крайней мере в пять лет – точно. Не говоря уж о двух.

Неторопливое познание мира дает возможность внимательно присмотреться к взаимосвязям, проследить взаимоотношения, вникнуть в причины и следствия каждого взмаха крыла бабочки. И это гораздо ценнее, чем просто узнать название этой бабочки или ее строение. Или научиться читать-считать-писать.

Мы не готовимся к школе. Мы не готовимся к жизни.

Мы живем прямо сейчас. И по-другому не бывает.

фото: личный архив Ольги Фанагей-Барановой