Русская обрядовая еда

На Мезени и в Каргополье изготавливали витое обрядовое печенье, выполненное в технике лепки «из жгута» — мезенские козули (фигурки животных, птиц), мезенские тетеры и каргополъские тетерки. Мезенское печенье выпекали к Рождеству и раздавали христославцам.

На Каргополыцине обрядовое печенье тетерки пекли к 22 марта — дню весеннего равноденствия. Они имели то же значение, что и жаворонки из теста, выпекавшиеся в южных и центральных районах России, которыми отмечают Сороки. Местные жители называют этот праздник сорокосвятых. О каргопольских тетерках достаточно много писали этнографы в 60-90-х гг. XX в.

К началу XX в. в Архангельске обрядовое печенье козули приобрело пряничную форму. В предновогодние дни в каждом городском доме царил особый пряничный аромат, здесь возникали загадочные пряничные персонажи, пышное сахарное кружево, похожее на морозный иней. В формах городских пряников-козуль смешались мотивы как языческой мифологии, картинки старой русской жизни, так и образы городской культуры и даже события наших дней. Любимые изображения — фигурки животных: коня, оленя, барана, кота и др. Часто изготовлялись и женские персонажи: куколка, ненка (ненцы — жители Архангельского края), девушка, снегурочка. При изготовлении пряников часто используют и христианскую символику: ангел, рождественская звезда, рождественская корзина. Корзиночки символизировали дарение, достаток в доме. Считалось, что чем больше подарков раздаст семья родным, близким, знакомым, тем благополучнее будет у нее жизнь в новом году. Не случайно пряники называются рождественскими козулями, изготавливались они для рождественских праздников.

Шаньги — пироги, наиболее популярные на Русском Севере и в Сибири. Они мало отличаются от ватрушек, но вместо творожной начинки используется так называемая «намазка» — начинка из картофеля, сметаны и т.п.

Саломат — обрядовое блюдо, обрядовая каша, приготовленная из заранее запаренных и затем сваренных зерен ржи, пшеницы или ячменя.

Каких только видов ухи не знает русская кухня: щучью, стерляжью, карасевую, окуневую, лещевую, язевую, судачью, сборную...

Главный декоративный и очень эффектный элемент городских козуль — их сахарное убранство, цветной и фактурный контраст сахарной поливки с темным пряничным тестом, причем темный цвет достигался благодаря использованию патоки, а позднее жженого сахара. У каждого мастера и его семьи (это был семейный промысел) вырабатывались свой стиль, свои формы, приемы украшения.

На любой праздник пекли пироги, большие и малые, закрытые и открытые; калитки, сочни, «сдобные белые колобки с тремя изюминами сверху, вдавленными в колоб», шаньги — лепешки со сладким творогом, пирожки с изюмом, сдобные крендели, здерихи — тонкие, сдобные сочни, которые после выпечки поливали растопленным маслом. Об этом вспоминают жители современных Пинежского и Мезенского районов.

Большое место в праздничной кухне занимали также крупяные каши. К началу XX в. сохранилось такое обрядовое блюдо как саломат.