Семья и карьера: как совместить и не потерять себя?

Многим женщинам знакома дилемма: высокая занятость и уверенные шаги в карьере либо возможность проводить больше времени с семьей? Иногда работа мешает уделять внимание близким, а погружение в радости и трудности материнства становится препятствием на пути к должности мечты.

Можно ли найти баланс? И каким правилам следовать, чтобы его добиться? Разбираемся вместе с Анной Цфасман, генеральным директором сети кофеен «Даблби».

1. Следовать строгому распорядку

Семья и карьера: как совместить и не потерять себя?

Дисциплина — серьезный момент для тех, кто хочет адекватно распределять время между работой и семьей. Важно выработать привычки, которые помогут ежедневно «запускать» правильное расписание. У всех могут быть личные правила, но главное — установить их четко и соблюдать безукоризненно. Всегда можно найти массу отговорок: плохое настроение, повышенная температура, путешествие или отпуск. Но при хорошей дисциплине человек не позволяет себе «дать слабину».

Почему распорядок имеет такое большое значение? Человеку необходимы четкий план и ограничения. Нам удобнее жить и работать, когда все вокруг имеет лимиты и правила. В рабочем календаре несколько расписаний: на день, на неделю, на месяц. События семейной жизни — тоже в этих списках, и принципиально не нарушать обещаний, ссылаясь на рабочие вопросы.

2. Не подменять качество количеством

Семья и карьера: как совместить и не потерять себя?

Есть люди, уверенные в том, что если у вас есть дети, то вы лишены возможности развиваться личностно и бывать в кругу друзей. При этом своих детей они знают плохо: вся энергия уходит на формальную заботу и домашние дела. Но жизнь можно выстроить так, чтобы проводить достаточно времени с детьми и не отказываться от самореализации. Конечно, пока ребенок маленький, ему нужно уделять максимум внимания. Но потом ваше взаимодействие будет строиться иначе.

Качество общения с ребенком важнее, чем количество времени, проведенного вместе. Если в будний день вечером деловая встреча, то ее не отменить. Но в выходные много общения, спорта, театры и музеи.

3. Не пытаться успеть всё

Семья и карьера: как совместить и не потерять себя?

Пытаясь найти баланс между семьей и работой, нужно помнить, что все успеть невозможно. Ставить глобальные цели и слепо им следовать — неправильно. Все должно быть измеримо, разумно и реально. В течение дня могут смениться приоритеты просто потому, что появилась новая информация или идея. И тогда вы имеете право что-то отложить. Когда вы управляете компанией, ставить задачи по такому принципу нереально. Никогда не бывает дня, когда вы бы сделали абсолютно всё.

Конечно, есть очень амбициозные люди, для которых не существует слова «нет». Если они поставили цель, то будут следовать ей, невзирая на стресс и недостаток времени на другие дела, в том числе семейные. Всегда можно перестроить график, чтобы забрать ребенка из школы, и это не отразится на работе. Рваться к цели только потому, что однажды ее поставил, — глупо. Нет ничего плохого в смене курса, особенно если учесть современную экономическую ситуацию и менеджмент.

4. Проводить меньше времени в соцсетях

Семья и карьера: как совместить и не потерять себя?

Соцсети — это развлечение, которое перетягивает много времени. А ведь его лучше потратить на живое общение в кругу семьи. Если есть свободная минутка днем, и хочется отвлечься на обеде, можно полистать ленту. Но забивать голову ненужными вам вещами с самого утра не стоит. День лучше начинать с дела.

Соцсети лучше использовать в интересах бизнеса: изучать, что делают конкуренты, читать материалы предпринимателей, которые хорошо развиваются на рынке, рассказывать о рабочих новостях.

5. Не гнаться за внешней эффективностью

 

Казалось бы, для руководителя успех должен измеряться количеством денег, заработанных для компании за единицу времени. Но это не так. Представьте ситуацию: за месяц вы преуспели в получении прибыли, но наломали дров в переговорах с партнерами, испортили отношения с командой и поругались на этой почве с родственниками. Да, вы были очень эффективны, но такими темпами через пять лет у вас не будет ни компании, ни семьи. Нужно видеть перспективу своих действий.

Если вы уделяете много внимания сотрудникам, вникаете в их вопросы и проблемы, вы можете провести месяц, на первый взгляд, не так эффективно. Но через 10 лет вокруг вас будет сообщество людей, которые работают с энтузиазмом и относятся к вам с уважением и благодарностью. То же касается семейных вопросов: не нужно создавать видимость счастливой личной жизни, нужно в эту жизнь вкладываться по-настоящему.

Эффективность — это когда сам определяешь, что входит в это понятие и как себя оценивать. Но важно привносить в дело что-то еще. То есть параллельно учиться новому, думать над чем-то большим или над качественным улучшением того, что есть. В книгах и фильмах всему этому не учат, потому что бизнесу, как правило, выгодна только ваша продуктивность, только то, что приносит деньги здесь и сейчас. Но вы можете сами выбрать для себя приоритеты, и это поможет прийти к балансу.

Фото: Goodfon