Сохранение старых традиций празднования

За несколько десятилетий советской власти в условиях гонений на религию, сокращения числа церквей и господства атеистической идеологии, появления новых революционных праздников традиция проведения старых народных праздников не прерывалась. В 1930-е гг., когда в колхозы вошла почти половина северных крестьян, календарные и православные праздники отмечали по-прежнему, но теперь уже всем колхозом и, конечно же, там, где это было возможно. В Несвойском сельсовете Кубиноозерского района Северного края (современный Кубиноозерский район Вологодской области) праздновали Иванов день 9 из 11 колхозов, да и молодежь здесь «кой-где пошла в церкви». В Коношском районе в 1932 г. в праздник Заговенья на работу колхозники не выходили, «занимались лишь пьянкой, — как утверждалось в докладных записках Няндомского РК ВКП(б), — ходили по деревням, пели песни, катали яйца». В 1938 г. в колхозе «Красный лесохимик» в разгар страды крестьяне отмечали свой престольный Спасов день. Три дня никто не работал в поле. То же происходило в Нжалин день, Рождество и Крещение".

К концу 1950-х гг. народный календарь продолжал сохраняться в довольно полном виде. Многие местные жители отмечали, что Праздник в деревне. именно после Великой Отечественной войны, когда в родные места возвращалось много людей с фронта, в деревнях старались, по местным обычаям, широко и весело отмечать все календарные праздники. «После войны народу-то много пришло, кто из армии, кто еще. Вот они на праздник соберутся, идут впереди, частушки поют, а мы, молодежь, за ними сзади подглядываем»".

Многие вспоминали, что до Великой Отечественной войны на Святки боялись ходить славить Христа, позже христославцы опять стали появляться. «Вот четверыма ходили седьмого на Рождество, шанег наславили, денег... Мы с мамашей, бабка Кира и Татьяна». Славелыцики в советское время ходили не только по домам, могли зайти и на работу к знакомым. Конечно же, изменилось время обходов, приходили вечером. «Первой пришли к Рае, в больнице она работала. Зашли: можно пославить? И стали славить — Рождество Твое Христа боже...

Хозяин-хозяйка, на божью славу,

Что бог послал, то нам и подай,

Не горелышком, не опалышком,

Наверх козульку, под низ пятак.

Мамке на платье, отцу на табак.

Наклала Рая шанег, денег дала. У каждого ж на Рождество напечены, а после и собрались у одной бабки, песни пели, шаньги ели».

Продолжала бытовать и традиция ряжения. Персонажи ряжения, как и время обходов домов, остались традиционными: черт, медведь, цыгане, попы, свадьба: жених с невестой и подружками невесты и др. «Наряжоными бегали, кто как сумеет наредится, песни пели да плясали, а нам подавали все угощения. И шубы выворачивали для медведя, а другой наряд хороший оденет: сарафан старинный, да платком завяжется. Да все, чтобы не узнали, на лицо марли повесит». Старались передавать характер персонажа ряжения, изображая его походку, характер: медведь ходил на четвереньках, поп был степенным и все время кадил, цыганки бегали простоволосыми и попрошайничали. «Мы любили цыганками ходить. Волосы распустим, закосынкаемся, в сарафанах долгих, туес или банку повесимти ходим — просим: “Подай, тетушка, ради Христа, у меня детишки исти хочут молочка!” А тебе воды нальют в бутылку и подадут. Словами маленько присказывали, одно слово и вытвердили: “махареса мангакырна”».

Традиция гадания в святочные вечера, любимое занятие девушек, также сохранялась. Гадали в ночь в 12 часов, смотрели в блюдце с водой и кольцом, приговаривали: «Суженый ряженый, приди ко мне», гадали около печки, жгли бумагу и смотрели на пепел, загадывали, чего в снах привидится, то и сбудется. Девушки перестали ходить слушать на перекрестках, под окнами домов, но гадания в банях со свечами и с петухом считались наиболее вещими. «Двенадцать девок нас было, с петухом гадали. Жито насыпали и петуха пустили, какую кучку первый ткнет, та и первой замуж выйдет. Свечи погасили, темно, а видим, петух заклевал у Люси Бардышевой. Она и первой вышла. А у второй подруги петух против пошел, да и голову так задрал, так и бросил ее мужик, она и умерла».