Современная праздничная кухня

В постсоветский период изменения в праздничной кухне, как и в питании вообще, у русских Архангельского Севера происходили за счет расширения набора потребляемых продуктов и блюд, усовершенствования рецептов, улучшения технологии приготовления пищи. Большое влияние на этот процесс оказало развитие пищевой промышленности и общественного питания в целом по всей стране.

Праздничное меню, как, впрочем, и повседневное, и в городе, и в деревне обогащается новыми блюдами, заимствованными из кулинарии других народов, в первую очередь европейских, кавказских, среднеазиатских (шашлык, плов, винегрет, салат «Оливье», гуляш, котлеты и др.). Примечательно, что те или иные блюда и способы их приготовления вошли в состав праздничной кулинарии в разное время и различными путями, а многие из них, прежде чем стали достоянием широких масс городского населения, преодолели социальные преграды. Огромную роль в этом стали играть телевидение и реклама.

В течение последних десятилетий сохранялся своеобразный тип праздничного застолья, сложившегося в советский период с определенным набором блюд, завершаемого, как правило, чаепитием со «сладким столом».

Необходимо отметить, что и сейчас прослеживаются различия в праздничной кухне города и деревни. Для города характерно больше заимствований из иностранной кулинарии: разнообразные салаты, сложные горячие блюда из фаршированных рыбы или мяса (фаршированные кальмары и рыба, зразы), торты и пирожные. «В городе мы делаем очень много салатов, а в деревне мы их почти не готовим. К праздникам из мяса готовим гуляш, холодец, котлеты». Главным праздничным блюдом в деревне продолжает оставаться запеченная в печке рыба. Особым северным деликатесом считается лосиное мясо, особенно губа лося. Запеченная в печке, она похожа на холодец, но с большим количеством желе.

 

Исключительную «прочность» обнаружили традиции приготовления некоторых кушаний, имеющие очень давнее происхождение. Это относится и к выполняющим функцию ритуальной либо праздничной еды блинам и к таким обрядовым блюдам, как козули, паска (сыр), куличи и крашеные яйца. В последние годы стали больше печь блинов из пшеничной муки, особенно на Масленицу.

В наши дни козули можно заказать на любой вкус. Изготавливают их сегодня не только в предновогодние дни. Этот архангельский пряник стал сувениром, лучшим подарком гостям города. Так, появились пряники к юбилею Архангельска, Карпогор. Чемпионат мира по хоккею с мячом, состоявшийся в Архангельске в 1999 г, вызвал соревнование мастериц в изображении символа чемпионата.

 

На сегодняшний день в городе существует несколько направлений пряничного искусства, и каждое из них, а значит и мастер, сохраняют определенный колорит богатой народной культуры. Главным хранителем традиций пряничного ремесла можно назвать соломбалку Р.Ф. Доронину (1924 г.р.), получившую навыки мастерства от своей матери А.К. Котловой (1883 г.р.). Одна из ведущих (современных) мастериц Архангельска Т.Д. Малишава работает в технике росписи из рожка или корнетика, при которой рисунок наносится посредством выдавленной сахарной струйки, жгутика или тонкой нитки. Такая техника дает неограниченные возможности для создания различных элементов узора: колечек, зигзагов, точек и различных переплетений, напоминающих элементы лепки обрядового печенья.

На долголетие архангельского пряника-хшули не повлияли ни катаклизмы 1930-1950-х гг., ни застойный период 1960-1980-х гг, ни новые экономические реформы конца XX в. Вырезные козули пряники (козули) традиционны и бытуют на территории Архангельска, Соломбалы разной формы  и близлежащих деревень, а также Вельского и Холмогорского районов). Пряник востребован в течение всего года как сувенир и праздничный подарок, но его пекут главным образом к Рождеству Христову и к Новому году.