Современные календарные праздники

Новый этап в существовании календарных праздников начался с конца 1980-х гг. Экономические и социально-политические изменения в стране (перестройка экономической структуры общества, внедрение рыночных отношений, распад СССР) привели к подъему этнического самосознания, стремлению вернуться к своим национальным истокам. Празднование тысячелетия Крещения Руси (1988) способствовало возрождению православной веры и Церкви, росту интереса к религиозным традициям и праздникам, которые стали восприниматься как русские национальные.

Такое отношение к религии подкреплялось и политикой государства, законодательно расширившего права и свободы верующих граждан путем принятия законов СССР «О свободе совести и религиозных организаций» (1.10.1990) и РСФСР «О свободе вероисповеданий» (25.10.1990), а также официально признавшего праздник Рождества государственным, объявив его нерабочим днем.

В Архангельском крае деятельность православного священства активизировалась с 1995 г. после посещения Патриархом Московским Алексием II Соловецкого и Сийского монастырей, а также с. Суры, родины святого Иоанна Кронштадского, и бывшего Сурского монастыря. В 2002 г. в нем начались строительные и восстановительные работы: возрожден старинный скит, восстановлена Никольская церковь. В монастыре открыта воскресная школа, отмечаются православные праздники.

Восстановление разрушенных храмов и церквей в Архангельском крае идет медленнее, чем в Центральной России. В Архангельске за последние 10 лет построен только один храм (Успенский), заложен Архангельский кафедральный собор, возведено несколько часовен. Отчасти это можно объяснить многолетней деятельностью «воинствующих атеистов», сровнявших с землей не только церкви и часовни, но и обетные кресты.

Политика государства по отношению к Церкви отразилась на проведении православных праздников. В наши дни празднование дат христианского календаря сопровождается, как это было и до Октябрьской революции, общественным гуляньем. По результатам этносоциологических опросов, Рождество в 1986 г. отмечали лишь 7 % респондентов, а в 1994 г. — уже 83 %Большую роль в возрождении и популяризации православных праздников сыграла и продолжает играть активная деятельность Церкви, разъясняющей их смысл на страницах не только общероссийских, но и областных и районных газет, журналов, на радио и телевидении, в том числе местном (трансляция праздничных богослужений, поздравлений патриарха, епископов).

Церковные и календарные праздники «официально» вернулись в быт населения. Рождество, Святки, Крещение, Ивановки и Петровки вновь широко отмечаются.