Современные Святки

В сельской местности в большей степени сохранились обычаи и обряды зимних календарных праздников, особенно святочного цикла. Степень консервации обрядовых элементов календарных праздников Архангельского края неравномерна, в более полном виде они дошли до нас в Пинежском, Лешуконском, Мезенском районах. Здесь не прерывалась традиция ряженья. На Святки, как и в старину, ряженные лошадью, курицей, цыганкой, медведем обходят дома сельчан, поздравляют и славят хозяев. Колядуют теперь все вместе: и холостая молодежь, и женатые (замужние). В д. Вохто-ма ряженые объезжают соседние деревни на «царском поезде» и возят по домам «покойника». В последние годы ребятишки из воскресных школ Суры, Верколы, Пинеги, Шенкурска ходят по домам и славят Христа, исполняя духовные песни и колядки. Ученики сурской воскресной школы к Рождеству подготовили спектакль «Сказание о Рождестве Господа нашего Иисуса Христа» и показали его в д. Веркола, в Музее Ф. Абрамова и в своей деревне. По окончании постановки ученики исполнили духовные песнопения и местные колядки.

Сохраняется традиция святочной кудеси (обрядового озорства), в которой принимает участие молодежь. Так же как и раньше, молодежь разбрасывает костры (поленницы дров), примораживает двери в домах. Однако если раньше кудеся была проверкой на хозяйственность и в первую очередь подшучивали над нерадивыми хозяевами, в наши дни этой традиции не следуют, главное в забаве — шутки юношей над девушками, и наоборот. Разрисовывают двери домов, пишут на них мелом и красками имена жильцов. Проводят чернилами дорожки от одного дома к другому. По словам жительницы Мезенского района, «дорожки водили краской по снегу от одного дома к другому. Вот от моей троюродной сестры была дорожка. Через дом мальчик симпатичный приезжал все время на каникулы, так к нему дорожка была синяя такая. От сестры к нему много дорожек навели». В наши дни молодежь кудесит во всех дворах, в том числе у дверей одиноких стариков, не соблюдая заветов старины не обижать вдов и пожилых людей.

Еще один важный элемент святочных праздников — гадание — продолжает бытовать в игровой форме у городской и сельской молодежи. Предпочтение отдается наиболее простым и доступным народным гаданиям. Большинство девичьих гаданий, как и в старину, посвящены предстоящему замужеству. На бумажках девушки пишут имена любимых, пожелания на следующий год, затем кладут их под подушку, а утром записки вытаскивают наугад. Также сжигают бумагу, выливают расплавленный воск в воду и гадают по форме пепла и получившимся восковым фигуркам. Гораздо реже стали встречаться гадания с животными. По бараньей шерсти продолжают гадать лишь девушки в Пинежском, Мезенском и Лешуконском районах. Современная молодежь не боится гадать в банях с помощью зеркал, часто ходят туда и по одному. Еще более привлекательны для городских девушек XXI в. гадания с вызовом духа. Для таких спиритических сеансов собираются несколько участниц и проводится несложная подготовка: на бумаге рисуют несколько больших кругов, в которые вписывают буквы алфавита, цифры и слова «да», «нет»; ставят фарфоровое блюдечко. Затем выбирают мистического гостя. Архангелогородки, как правило, вызывают дух М.В. Ломоносова или С.Г. Писахова (известный северный писатель и художник).

В сохранившихся в наши дни традиционных архангельских играх и праздничных развлечениях, приуроченных к святочному периоду, можно проследить фрагменты былых посвятительно-инициационных обрядов перехода в старшую половозрастную группу юношей, смыслом которых являлось испытание их физических и духовных сил. Особым проявлением храбрости, а значит и взрослости, у деревенских подростков Пинежского района считается проведение святочной ночи в заброшенном доме с нечистой силой. И в наши дни среди подростков бытует «страшилка», записанная в деревнях Сурского сельсовета Пинежского района. В ней рассказывается о юноше, поспорившем с друзьями, что на Святки он проведет ночь в старом полуразвалившемся доме. Друзья решили проверить, сдержит ли он слово, и провели ночь рядом с этим домом. В полночь они услышали: «Кузьку мну, Кузьку мну». Утром после долгих поисков друзья нашли парня в сундуке всего переломанного'.

Завершает святочный цикл праздник Крещения. Для Архангельского Севера это был очень значимый праздник. По традиции в этот день народ купался в освященной воде, и особенно должны были искупаться (очиститься) в Иордани — крещенской проруби те, кто рядился. Обязательно запасались крещенской водой на целый год, так как верили, что она излечивает от болезней. Сегодня и ряженые, и многие другие окунаются в Иордань, а затем набирают крещенской водицы. В Яренске, например, в 2002 г. на крестный ход и водосвятие на р. Кижмоле пришло более 200 человек, у каждого в руках были бидончики, ведра, банки; сотни паломников в том же году собрались на р. Ваге; после крестного хода на р. Устье жители близлежащих деревень и сами устьяне запаслись святой водой на целый год. У Сийского монастыря, где на Крещеие каждый год собирается много народа, сооружают ледяные крепости.

В Архангельске последние пять лет освещают Иордань на Северной Двине. В 2004 г. Великое водосвятие началось в семь вечера. Совершив его, священник сам искупался в проруби. От желающих очиститься в Иордани не было отбою. Собравшиеся, не дожидаясь своей очереди, прыгали в воду, хотя на улице было 15 градусов мороза. Зрители образовали плотное кольцо вокруг проруби. Купание продолжалось с полуночи до половины второго ночи. Участвовали и молодые, и старые. Один из очевидцев заметил: «Какое это Крещенье. По рассказам моей бабушки, раньше в тридцатиградусный мороз купались, аж волосы на голове сразу же превращались в сосульки».