Старые праздники и новая власть

Старшее поколение в городах и селах Архангельского Севера оставалось верным заветам старины, помнило даты церковного календаря, сроки постов и праздников. К 22 марта — дню Сорока святых, Сорока мучеников — в деревнях Мезенья, Пинежья, Холмогорского края пекли особые сочни (вид шанег со сладкой начинкой). В деревнях Каргополыцины местные жители называли этот праздник день сорокосвятых и пекли тетерки — витое обрядовое печенье в виде круга или восьмерки. С этим днем связана и народная примета. Если в этот день мороз с утра — быть 40 дней подряд утренникам с заморозками, пагубными для урожая, которые могут привести и к «лихолетью» (5-7 лет неурожая).

В Вербное воскресенье заготавливали ветки вербы. Лучше сохранились воспоминания об обрядах Страстного четверга или «Страшного четверга», как его называли во многих районах Архангельского Севера. С раннего утра нужно было считать деньги и «трясти» (перебирать) вещи, чтобы в течение года деньги водились и наряды были. Это день продолжал ассоциироваться с обрядами очистительного действия. Хозяйки обязательно убирали у себя в домах, старались помочь родным и знакомым, устраивая совместное мытье изб. Заготавливали на весь год четверговую соль и можжевельник.

Пасха осталась самым значимым православным праздником для крестьян Архангельского Севера и сохранила многие сопутствующие ей обряды. К этому дню, как и раньше, красили яйца, готовили паску, стараясь это сделать в Страшной четверг. С Пасхи начинали качаться на качелях и для детей обязательно вешали качулю на повети. «Паску отмечали всегда, — рассказывала жительница д. Союны Мезенского района. — Родители не скрывали никогда. Яйца варили и красили, потом разбивали, играли, у кого крепче. Христоковались. Качели ставили, больших-то уж нет, а на повети вешали. На досках прыгали. Мы возьмем чурку, положим доску, просто так и прыгали».

Среди весенних народных праздников Егорьев день — 23 апреля/6 мая — продолжал занимать важное место. Специфика обрядов этого дня сохраняла животноводческую направленность. Большое значение придавалось различным действиям со скотом и пастушеским заговорам. Домашнюю скотину первый раз выгоняли на улицу на Егория (6 мая), реже на Николу Вешнего (22 мая). В сознании северянина прочно укоренилось, что первый раз выгонять скотину нужно обязательно на Егория, если же этот обычай нарушить, то со скотиной может случиться несчастье. «Егорьев день — коровушка именинница. Пекли пироги и угощали коровушек. Тогда всю корову освящали да обмывали богородской травкой'... примета така». Дата сохранила важную роль в народном календаре. Повсеместно на Русском Севере бытовала примета. «Егорий — с водой, так Николай — с травой», т.е. если к 6 мая начнется ледоход, то к 22 мая луга покроются травой.

На Троицу старались принести в дом ветку березки, которую оставляли в красном углу до Петрова дня. За годы советской власти сложилась традиция отмечать праздник Троицы на кладбище. В деревнях Устьянского, Мезенского, Пинежского районов в этот день поминали усопших и приносили им ветки березы.