Стиль "бидермейер"

Стиль Стиль бидермейер возник в Германии в начале девятнадцатого века и вскоре приобрел популярность и в других странах Европы. Необходимость в возникновении нового стиля объяснялась потребностью набиравшего силу буржуазного класса в поиске свежих решений для оформления интерьера. Деловому миру, в котором заправляли представители именно этого класса, импонировала респектабельность ампира, но его официоз, парадность были чужды.

Основные качества, которыми с точки зрения зажиточных представителей общества должна была обладать мебель, были прочность, высокое качество материалов, работы, а  также удобство и солидность. И при этом – ничего лишнего, никаких “вычурностей”.

Мебель должна делать жилище уютным домом, а  не дворцом, где все подчиняется безликим правилам этикета. В свете таких настроений новая стилистика просто не могла не возникнуть. Этот стиль получил название “бидермейер” от имени героя сатирического стихотворения немецкого поэта Эйхродта - “бравого господина Майера”.

Несмотря на ироничность названия, в  дурном вкусе бидермейер упрекнуть сложно – он просто не дает для этого поводов. Четкие стройные линии, взятые в свое время ампиром у античных образцов, были приняты и новой стилистикой. Но резкость, присущая классическим линиям, постепенно была заменена более плавными силуэтами.

Так как в то время люди все больше времени проводили в рабочем кабинете, мебель, наполняющая его, претерпела значительные изменения. Стулья, некогда жесткие, более приспособленные для украшения комнаты, нежели для сиденья на них, постепенно обрели черты, которые роднят их с современными эргономичными моделями. Спинки приняли форму, удобную для позвоночника – их (как и сиденья) стали набивать  конским волосом. Письменные столы также пережили различные метаморфозы, они приспосабливались к многочасовому сидению за ними.

Жизненная активность представителей класса буржуа подтолкнула мебельщиков делать упор на функциональность производимой мебели. Например, обеденные столы приобрели способность раскладываться.

В это время корпусная мебель – шкафы и все их разновидности (комоды, тумбы) – стали предметом интерьера №1. Вещи любовно раскладывались хозяевами по различным ящичкам – в том числе и потайным. Декор фасада шкафа был минимальным – ведь главное, чтоб он долго прослужил – ведь этот шкаф “покупался на деньги, заработанные трудом”. И мебельщики превосходили себя, создавая удивительно прочные и надежные модели. Фанерование было популярно как никогда – эта техника использовалась не только при изготовлении шкафов, крупных предметов мебели, но и создании элементов конструкции – ножек кресел, подлокотников.

В спальнях, лишенных ампирной пышности, условностей дворцового этикета, балдахины больше не использовались. Спинка и ножной щит кровати выполнялись в едином решении, были одной высоты.

Мягкая мебель обтягивалась полосатым репсом или цветастым ситцем. Иногда мебельщики закрепляли обивку специальными мебельными гвоздями с декоративными шляпками из фарфора. Силуэты диванов становились более приземистыми, а их подушки более мягкими.

В наши дни  этот стиль не утратил своей актуальности. Респектабельность, высочайшее качество и эргономичность моделей а ля “бравый господин Мейер” делают их желанными гостями в интерьерах. Производством такой мебели занимаются известнейшие бренды итальянской мебельной промышленности – Arca, Galimberti Nino, Zanaboni.