С момента смерти леди Дианы прошло уже больше 20 лет, а мы до сих пор одержимы ее стилем и ищем его отголоски в гардеробах действующих монарших особ.


Стиль Дианы Спенсер был несовершенен, иногда ошибочен и драматичен, как и ее брак с Чарльзом, наследником престола. Но именно мода помогла принцессе, лишенной титула, сохранить любовь миллионов и навсегда остаться «королевой человеческих сердец».


Диана Спенсер в роли девушки принца Чарльза, фотография сделана возле Кенсингтонского дворца, ноябрь 1980 года.

Диана Спенсер на игре в поло в роли невесты принца Чарльза, июль 1981 года.

Сегодня платья Дианы выставляются в знаменитых музеях и уходят с молотка за невообразимые деньги. Но до помолвки с принцем Чарльзом девушка, работавшая помощницей воспитателя в детском саду, почти не задумывалась о собственном стиле. Она одевалась, как большинство молодых аристократов Лондона – в простые рубашки, классические кардиганы и хлопчатобумажные юбки, создававшие необходимое ощущение комфорта. Ведь что еще может быть приоритетом для человека, который ходит не с личной сумкой Dior, а с ручкой от коляски?


Диана Спенсер в детском саду, 1980 год

Диана Спенсер во время работы няней, 1980 год

Помолвка с членом королевской семьи бросила Диану в модную ванну с пеной и заставила заняться более тщательным подбором одежды, которая теперь служила инструментом политических игр. Не имея представления, как будет выглядеть будущая принцесса, она стала пересматривать все варианты – от «бабушкиных» платьев с цветами до эксцентричных блузок с рюшами. «В то время она была очень застенчивой и наивной. Ее поведение напомнило мне испуганное животное», — сказал писатель Таки Теодоракопулос. — Начнем с того, что у Дианы совершенно не было вкуса, но его отсутствие компенсировалось внутренним магнетизмом. Именно он помог влюбить в себя скептически настроенных британцев, простил юной мисс Спенсер все ее модные недостатки».


Диана Спенсер в Бродлендсе незадолго до свадьбы, май 1981 года

Диана Спенсер в Джаспере Конране в Глостершире незадолго до свадьбы, май 1981 года

На первых официальных фотографиях принца Чарльза и Дианы Спенсер, сделанных в честь их помолвки, Диана выглядела учительницей, март 1981 года.

Очередная официальная фотосессия Чарльза и Дианы в качестве молодоженов, февраль 1981 года, Балморал (резиденция Елизаветы II).

Оборки и банты были друзьями Дианы в первые годы ее карьеры в качестве иконы моды. В начале 80-х она казалась милой, но безнадежной. Ройал Аскот, июнь 1981 г

Один из самых неудачных нарядов невесты принца – наряд Bellville Sassoon. Леди Диана Спенсер носила его в Королевском Аскоте в июне 1981 года.
Самой большой модной ошибкой юной Дианы было ее свадебное платье, в котором невеста принца Уэльского выглядела как торт безе».

Хоть оно и стало классикой, для меня оно не стало таким свадебным платьем, как платье Грейс Келли или Кейт Миддлтон.

Диана и Чарльз покидают монастырь. 1 августа 1981 г

В эскизах дизайнера Дэвида и Элизабет Эмануэль все выглядело намного лучше.

Диана лично участвовала в разработке своего свадебного платья, руководствуясь опытом дизайнеров Дэвида и Элизабет Эмануэль. Наряд состоял из шелковой тафты, кружев, десяти тысяч жемчуга, бриллиантового пояса и восьмиметрового шлейфа, протянувшегося через Букингемский дворец, стирая прежнюю изысканность и скромность леди Дианы.


У Дианы были проблемы со шлейфом и фатой еще при входе в Вестминстерское аббатство.

Выбор ткани (с учетом фасона юбки) также оказался неудачным: дизайнеры и невеста не учли, что до Вестминстерского аббатства девушке придется добираться в крытой карете. В результате Диана Спенсер стояла у алтаря в безнадежно мятом платье. На всех свадебных фотографиях он выглядел завитым, но, похоже, никто не обратил на это особого внимания. Кстати, у этого платья был дублер, который Диана носить не хотела. Об этом мы писали отдельно: Тайное свадебное платье принцессы Дианы.


На официальном свадебном фото Дианы хорошо видно, насколько сильно помялись юбка, шлейф и фата платья.

Поняв, что ее свадебный образ оказался не так хорош, как казалось во время подготовки, Ди обратилась за помощью к редактору Vogue UK Анне Харви. Девушка должна была стать консультантом принцессы в вопросах стиля, познакомить ее с главными именами в дизайне, а также научить нравиться Елизавете II, сохраняя при этом свою индивидуальность. Однако это сотрудничество осложнялось упрямством Ее Высочества: "Диана всегда знала, чего хочет - и это не имело никакого отношения к колебаниям моды или сезонным тенденциям", - признался Харви. Даже когда она уговаривала принцессу купить вещь, через несколько месяцев покупка возвращалась на полку магазина. Принцесса Уэльская прислушалась к совету, но без вопросов отказалась ему последовать.

1/10 1982 Принцесса Диана в платье Брюса Олдфилда на благотворительном вечернем показе мод Raising Funds For Birthright в Лондоне.

В 1980-е годы в гардеробе «династической Ди» (как ее называли в прессе во время замужества с Чарльзом) было несколько очевидных отличительных черт. Это было, например, наличие декоративных деталей, смещавших тяжесть с узких бедер и широких плеч Дианы: изящно завязанных на шее бантов, атласных лент на слегка завышенной талии и поднятых «фонариком» рукавов – любимой моды принцессы техника. С еще одним проявлением своей нестандартной фигуры – высоким ростом в 178 сантиметров – она справилась с помощью балеток и туфель на каблуке, незаслуженно вытесненных из моды высокими каблуками. Все это чаще всего сочеталось с одним цветом – синим, розовым или красным, на чем настаивала Диана независимо от случая и тренда.

«Я не живу по правилам», - сказала она. «И мною руководит сердце, а не голова».

В подтверждение своих слов Диана не побоялась выйти в свет в той же одежде, которая не соответствовала ярлыку «настоящей леди» и шокировала королеву Елизавету. Но делала она это не из-за лени, а из верности своим подданным, которые, пытаясь походить на свою принцессу, не могли себе позволить менять 365 платьев в год.


Леди Диана в костюме Брюса Олдфилда на премьере фильма о Джеймсе Бонде «Только для твоих глаз», 1981 год

Ди в том же платье в фильме «Брюс Олдфилд» в Королевском оперном театре, 1982 год

Принцесса Диана в Белвилл-Сассуне на открытии выставки «Великолепие Гонзаги», 1981 год

Принцесса Диана в платье Bellville Sassoon на мероприятии Royal Variety, 1984 год

Принцесса Уэльская в платье Виктора Эдельштейна на премьере фильма «Опасные связи», 1989 год.

Принцесса Уэльская в платье Виктора Эдельштейна на премьере фильма «1492», 1992 год.

На премьеру фильма о Джеймсе Бонде она надела алый наряд Брюса Олдфилда и повторила его год спустя (но с другой сумочкой) в Королевском оперном театре. Синее платье Bellville Sassoon носилось с разницей в три года — на выставке в Музее Виктории и Альберта и на мероприятии Royal Variety. Диана так и не избавилась от зеленого Кэтрин Уокер, носила его всю беременность и во время выписки с новорожденным Уильямом. Хоть оно и было далеко не элегантным и изысканным по дизайну, оно стало любимым платьем поклонников принцессы, явно оценивавших ее стремление быть ближе к нации.


Принц Чарльз и беременная принцесса в платье Кэтрин Уокер на игре в поло, 1982 год

Выписка из больницы с новорожденным принцем Уильямом, 1982 год

Единственное правило, которое Диана не могла и не хотела нарушать, — это поддержка отечественных производителей: почти вся ее одежда в статусе жены наследника престола была изготовлена ​​британскими дизайнерами.

Обратите внимание: Подвенечный наряд Дианы Спенсер нередко фигурирует в рейтингах лучших или, как минимум, самых известных свадебных платьев в мире..

Брюс Олдфилд шил для принцессы Уэльской наряды с неестественно большими рукавами, Элизабет Эммануэль удивила асимметрией и драпировкой, а Виктор Эдельштейн вооружился бархатом и показал миру настоящие шедевры. Одним из них было платье-русалка с приема королевской четы у президента Рейгана — то самое, на котором Диана танцевала с Джоном Траволтой. Позже, уже после ее смерти, оно было продано за рекордные 240 тысяч фунтов, что по сегодняшним меркам равно 11 миллионам рублей.


Принцесса Диана в Викторе Эдельштейне и Джоне Траволте танцуют на приеме королевской четы с президентом Рейганом, 1985 год.

Диана Спенсер в платье Брюса Олдфилда с довольно откровенной для ее статуса деталью, визит в Австралию, 1985 год.

Задняя сторона. Диана явно любила и считала это платье удачным, поскольку за полгода до этого выхода она уже появлялась в нем на одной из лондонских кинопремьер.

Диана в платье Emanuel на государственном банкете в Бахрейне, 1986 год

Принцесса Диана в платье Emanuel в Саудовской Аравии, 1986 год

Явным любимым дизайнером леди Ди была Кэтрин Уокер. Ей доверяли костюмы для самых важных приемов Ее Высочества, будь то банкет с участием первых лиц государства или дебют на красной дорожке Каннского кинофестиваля. Нельзя сказать, что Екатерина не подвела юную принцессу (стоит хотя бы вспомнить ее вельветовый наряд для визита в Германию), но, похоже, только она понимала резкие перепады настроения Дианы и старалась отразить это в повседневном и вечернем стиле одежда.


Вельветовый наряд Кэтрин Уокер считается одним из самых провальных нарядов Дианы. Визит пары в Германию, 1987 г

В этом платье Кэтрин Уокер многих позабавил бантик, который, казалось, соскользнул с талии где-то не туда. Премьера «Назад в будущее», 1985 год

"Мы всегда учитывали напряжение между платьем и женщиной, которая его носит: кто из них звезда? - объяснила Шаде Сайрус, соосновательница компании Catherine Walker & Co. - Что касается принцессы, то мы с женой проявили добровольную кротость и попытались смягчить «модное заявление», которое обычно создает платье. Вещи Дианы должны выполнять вспомогательную функцию, стать инструментом ее работы с людьми».

Принцесса Диана в наряде Кэтрин Уокер:
1/27 Диана в костюме своего любимого дизайнера на постановке «Лебединого озера» в лондонском Колизее, 1984 год.

Кэтрин Уокер — одна из немногих дизайнеров, которые остались с Ди, когда в игру вступили международные бренды: Chanel, Valentino, Christian Lacroix, Ralph Lauren, Christian Dior и Jacques Azagury. Это произошло в начале 90-х, после того как она осознала неизбежность развода и свое нежелание становиться следующей королевой Великобритании (читайте также: Не святая Диана: 7 фатальных ошибок принцессы Уэльской). В это же время Диана Спенсер стала появляться на публике в брюках – своеобразном символе освобождения. Покинув отель Ritz в пиджаке и джинсах Cerruti, она начала обратный отсчет своего модного возрождения, наконец-то освободившись от правил и королевских условностей.

Британцам предстала совершенно новая леди Диана: свободная, сексуальная, зрелая женщина, которая с помощью своей одежды показывала, что больше не готова терпеть измену мужа.

Залогом этого стало так называемое «платье мести» с невероятным для статуса Ее Высочества вырезом и открытыми плечами. В нем Ди появился в галерее Сенпертайн сразу после того, как Чарльз публично подтвердил свои отношения с леди Камиллой, выйдя из щекотливой ситуации с гордой улыбкой. «Диана купила это платье, когда еще была принцессой Уэльской, но подумала, что оно слишком смелое», — сказал модный директор InStyle Хэл Рубинштейн. «После расставания с Чарльзом, после того, как приключение закончилось, пришло его время. И угадайте, кто был на первых полосах днем ​​позже? Правильно, Диана, которая дала искру».


Само «платье мести» от греческого дизайнера Кристины Стамболян, 1994 год

Диана носила это платье в галерее Serpentine в 1984 году.

«Для нас с братом ее постепенная эволюция была более увлекательной, чем любой сериал», — сказала Донателла Версаче, — «но мы начали воспринимать ее как икону стиля еще в 1991 году, после съемок обложки Harper’s Bazaar. Джанни добавил Диану в обтягивающем синем платье с золотыми запонками, а Сэм Макнайт укоротила свою культовую стрижку и зачесала волосы назад. Так она позировала Патрику Демаршелье — раскрепощенная, сильная, способная взять свою жизнь в свои руки. «Фирма», которую она позвонил королевской семье, отобрал у нее титул, но Ди доказала, что он ей никогда не был нужен».


Принцесса Уэльская в платье Christian Lacroix в Париже, 1995 год

Диана Спенсер и Ральф Лорен в Национальном строительном музее, 1996 год

Диана в Шальвар Камиз по пути на ужин к Имрану Хану, 1996 год

Принцесса Диана в Christian Dior на балу Института костюма, 1996 год

Принцесса Диана в платье Jacques Azagury на праздновании своего последнего дня рождения, 1997 год.

Принцесса Диана в платье Жака Азагури за два месяца до смерти, 1997 год

Кстати, многолетняя работа с Джанни Версаче так и не смогла перерасти в дружбу с леди Дианой. После того, как дизайнер прислал ей целый грузовик новых нарядов, она вернула их с вежливым отказом, объяснив, что никогда не принимает модные подарки.

Принцесса Диана в Versace:
1/7 Принцесса Диана в костюме Versace и с любимой сумкой Dior во время визита в Аргентину, 1995 год.
«Мода не для меня. Она для людей, к которым я навещаю или которые видят меня в газетах каждый день. Им не нужна домохозяйка, им нужна принцесса! И лучше дать им то, что они хотят…».

1997 Выставка памяти Дианы Спенсер. Принцесса Диана в фотосессии Марио Тестино

Во всем, что она делала, Диана старалась не разочаровать людей, оправдать часть их ожиданий. Выведение английских дизайнеров на мировую арену, создание тенденций, остающихся непоколебимыми и по сей день, отказ от королевского протокольного стиля и продажа своего гардероба на благотворительных аукционах – даже это было частью великой гуманитарной кампании, которую принцесса вела на протяжении всей своей жизни. За свой короткий срок Диана добилась в моде большего, чем кто-либо до или после нее, следуя только своим желаниям и принципам. И она всегда оставалась иконой моды не за ЧТО носила, а за КАК и ПОЧЕМУ…

Алина Малютина

Фото: Гетти Изображения

Больше интересных статей здесь: Мода и красота.

Источник статьи: С момента смерти леди Дианы прошло уже больше 20 лет, а мы до сих пор одержимы ее стилем и ищем его отголоски в гардеробах действующих монарших особ..