Стратегия успеха: отдели свое «Я» от своего бизнеса

Итак, фирма создана и зарегистрирована. Она образует нового участника экономики страны, который возник ниоткуда, из ваших мыслей, но теперь уже существует реально. Она может уже выступать как самостоятельное лицо: принимать заказы, быть ответчиком, делать закупки и выполнять другие операции, необходимые бизнесу. Это лицо получило своеобразное удостоверение личности — регистрационную карточку, оно внесено во все необходимые государственные реестры, поставлено на учет в налоговой инспекции и других органах.

Принципиально нет разницы, если регистрируется не фирма, а частный предприниматель. Порядок регистрации в этом случае значительно упрощается, юридическая форма, естественно, совсем другая, но предприниматель получает возможность вступать в отношения с другими предпринимателями, юридическими или частными лицами. Для нашего обсуждения это принципиальной роли не играет.

Созданное лицо может совершать любые действия, предусмотренные законодательством и регламентируемые учредительными документами,

Это лицо открывает счет в банке для осуществления безналичных расчетов и кассу для осуществления наличных расчетов.

Здесь мы и подошли к самому главному, ради чего и написана эта глава. Юридическое лицо (далее для простоты мы будем везде говорить о юридическом лице, хотя многое справедливо и для частных предпринимателей) имеет два кармана — счет в банке и кассу, и оба эти кармана принадлежат только ему. Никто, даже учредители не могут просто так залезть в любой из карманов, как они не могут залезть в карман другого человека. У этого лица — своя собственность, свои правила, свои налоги, свои долги и доходы. Об этом часто «забывают» предприниматели и «по ошибке» залезают в карман созданной фирмы, а потом заставляют бухгалтерию сводить концы с концами, полагая, что бухгалтерия только для этого и существует.

Как бы вам понравилось, если бы кто-нибудь без вашего ведома забрался в ваш карман, пусть даже жена или муж. Шуму не оберешься. А юридическое лицо — оно безропотное, шуметь не умеет, тем более, на своего родителя. И начинается светопреставление. Если учредитель не один, и хотя бы один из них обладает здравым смыслом, то ситуация может сложиться и лучше. Но если залезать в карманы созданного предприятия в две руки, то ему уж точно не выжить. Ни о какой прибыли или экономике бизнеса тут говорить не приходится. Бизнес потом все отдаст сторицей. Но это будет потом. Вопрос, сколько предприниматель может извлекать денег из своего бизнеса, далеко не праздный, особенно в начале бизнеса. Определить эту сумму несложно. Нужно полностью отключиться от владения бизнесом и ответить себе на вопрос, сколько денег предприниматель готов платить наемному директору, который бы руководил этим бизнесом. Это и есть та самая зарплата, которую он может получать, если не лукавит с самим собой.

Второй реперной точкой для проверки может быть заработная плата, которую кто-то готов платить предпринимателю, взяв его на работу. Тут тоже есть над чем призадуматься. Если кто-то готов платить больше, чем предприниматель будет зарабатывать в своем бизнесе, то стоит ли открывать этот бизнес? И почему предприниматель открывает бизнес, который будет давать ему меньший доход, чём он может получать?

Когда будут подведены итоги очередного месяца и определена прибыль, то, в первую очередь, нужно заплатить своему бизнесу, который эти деньги принес, для того чтобы он и в будущем приносил деньги во все увеличивающихся количествах. Поначалу прибыли может и не быть, поэтому и о назначенной зарплате себе на какое-то время нужно забыть. Если же и потом прибыли не образуется, то возникает вопрос: что же это за бизнес и зачем он нужен.

Сколько денег нужно платить своему бизнесу, т. е. сколько реинвестировать в бизнес, зависит от того, в какой стадии этот бизнес находится. Вспомним главу 7. Если предпринимателю не хочется, чтобы бизнес загнулся, как это было показано в главе 8, то не нужно самому создавать для этого условия. Возможно, самое правильное в данный момент — вложить всю образованную прибыль в бизнес. Результат не заставит себя ждать. И, может быть, очень скоро вам удастся повысить себе зарплату, как вы поступили бы в случае наемного директора.

Проблема, которую мы рассмотрели, касалась денег бизнеса и учредителя.

Однако вопрос отделения своего «Я» от своего бизнеса гораздо шире и касается всех аспектов взаимодействия предпринимателя со своим бизнесом. Когда предприниматель начинает путать свои личные интересы с интересами своего бизнеса, он становится врагом бизнеса. В главе 27 мы увидели, какой серьезный удар нанес бизнесу учредитель, увлекшийся своей специальностью и забывший, что он руководитель, а не специалист по АСУ.

Образно говоря, бизнесу может совсем не нравиться то, что нравится лично предпринимателю. И мы увидим это на примерах еще не раз.

Предпринимательский образ мышления предполагает разделение личных интересов предпринимателя и интересов бизнеса, иначе последнему очень трудно будет стать успешным.

Один предприниматель очень хотел иметь имидж крупного бизнесмена и преуспевающего человека. Для этого ему нужно было иметь свое дело, хорошую машину и деньги в таком количестве, чтобы жить на широкую ногу. В общем, он все это и имел. У него была приличная машина, бизнес, правда не крупный, но достаточный, чтобы посорить деньгами. Для полного счастья не хватало офиса, заходя в который люди открывали бы рот и понимали бы, с кем имеют дело. Людьми этими были его друзья, знакомые, родные и деловые партнеры.

Нужно отдать ему должное — он обладал исключительными «пробивными» способностями. После бурного натиска и отчаянной борьбы с прежним арендатором он получил в свое распоряжение помещение, но в таком состоянии, что на него было страшно смотреть.

Энергии предпринимателю было тоже не занимать и, потратив немалую сумму денег, он смог сделать из этого помещения «конфетку». Правда, конфетка оказалась в современной упаковке: коробка большая, а конфет в ней всего несколько штук. Так и с офисом — огромные коридоры и громадная приемная, как в Доме Правительства. Денег у бизнеса было поменьше, чем у Правительства.

Людей в офисе было мало. Покупателям в офисе тоже делать было нечего, потому что рядом был торговый зал, где они и бывали в очень ограниченном количестве: новые покупатели почти не появлялись, а старые присылали заявки исключительно по телефаксу.

Но зато на знакомых и друзей офис производил впечатление, и это позволяло предпринимателю чувствовать себя значительной фигурой. Ремонт офиса обошелся в копеечку, которая и была изъята из бизнеса. Удар был ощутимый. Дело в том, что бизнесу этот офис был совершенно не нужен. Он был нужен только самому предпринимателю, чтобы потешить его самолюбие. Никаким образом этот офис не мог способствовать росту продаж или привлечению новых покупателей.

Но зато этот офис значительно увеличил расходы, т. е. финансовую нагрузку на бизнес. Расходы выросли как за счет увеличения площадей, так и за счет роста стоимости арендной платы квадратного метра, которая была установлена с начала года. Платить пришлось намного больше не только за те квадратные метры, на которых работали люди, но и за те, что постоянно были пустыми — за коридоры, приемную и переходы.

Счетчик арендной платы крутился без устали день и ночь, а деньги образовывались совсем в другом месте. То другое место бизнес очень легко окупал. Новый же офис каждый месяц отбирал у него огромные деньги и отправлял их в Москомимущество.

Никто не возражает против хорошего офиса, когда он нужен и по силам бизнесу.

На этом примере видно, что действия предпринимателя совершались исключительно в его личных интересах. Эти действия не только не отвечали интересам бизнеса, но и нанесли ему вред.