Свадебные традиции в дореволюционной России

Молодой человек, встретив в обществе девушку, которая ему понравилась, и задумав жениться на ней, прежде всего, разумеется, должен познакомиться с ее родителями и с ней самой, учили правила хорошего тона в дооктябрьской России.

Затем он должен как посредством личного наблюдения так и через кого-нибудь из верных и надежных друзей узнать все то, что может дать ему верное понятие о характере и вкусах девушки, которую он намеревается избрать своей будущей супругой.

Через кого-нибудь из верных друзей он должен также узнать о том, как отнесутся к его предложению родители девушки и она сама. Справка эта далеко не лишняя, т. к. очень неприятно попасть в положение человека, которому отказали, т. е. предложение его не приняли. Справку эту можно, разумеется, сделать и ранее знакомства с родителями девушки и с ней самой.
Убедившись, что предложение его будет принято, молодой человек может представиться сам. Обыкновенно на этом визите молодая девушка не присутствует, т. к. во время этого визита принято вести переговоры о денежных делах.

Если молодой человек обладает условиями, требуемыми родителями молодой девушки, то они приглашают его посетить их снова и назначают ему день этого посещения.

Если же родители девушки почему-либо не довольны теми данными, которые представляет собой делающий предложение, то просят его повременить и дать им время для обсуждения вопроса; тогда молодой человек должен ждать, пока не пригласят снова.

При втором визите молодого человека девушка находится в кругу своих родителей, родных; одета она просто, но со вкусом. Молодой человек одет по строгим правилам приличия, небрежность в костюме считается в этом случае совершенным неумением жить в приличном обществе.
Затем предложение делается отцом молодого человека, а за неимением его - матерью или близким родственником или же, наконец, его другом.

Когда предложение принято, и обе стороны вполне уговорились и согласились между собой, обязавшись одна перед другой словом, т. е. помолвились, то это значит, что помолвка уже состоялась, и жених и невеста с этих пор считаются помолвленными между собою, но название жениха и невесты окончательно упрочивается за ними лишь со дня обручения.Если какие-либо чрезвычайные обстоятельства вынудили жениха взять свое предложение обратно, т. е. отказаться от звания жениха, то он обязан сделать это возможно деликатнее и употребить все старания, чтобы пощадить имя невесты и ее самолюбие.

Обручение

С общего согласия сторон назначается день обручения. День этот считается семейным праздником. Приглашаются родные и близкие знакомые. Священник читает молитвы, благословляет жениха и невесту и надевает им обручальные кольца. Родители, в свою очередь, благословляют Обрученных, и здесь жених и невеста впервые обмениваются поцелуем.


Обручальные кольца - обязанность жениха. Они обычно изготавливались из червонного золота 92-й пробы. На внутренней стороне обоих колец вырезались год, месяц и день обручения, кроме того, на той же внутренней стороне кольца жениха вырезаются начальные буквы имени и фамилии невесты, а на внутренней стороне кольца невесты - начальные буквы имени и фамилии жениха.


Когда в день обручения священник, а затем и родители благословляют жениха и невесту, они обмениваются кольцами, т. е. с этой минуты молодые люди уже формально считаются женихом и невестой. За их здоровье пьют вино или шампанское.
С момента обручения жених и невеста начинают носить и обручальные кольца.

Подарки и „свадебная корзинка"

Жених не только имел право, но даже в силу обычая дарил невесте подарки, начиная с цветов, конфет и кончая свадебной корзинкой - это подарки, которые делаются накануне свадьбы: принадлежности туалета, золотые вещи, драгоценные камни и т. п. Дарили шкатулку, в которую клали кошелек с деньгами, которые невеста могла потратить по своему усмотрению.
Жених должен сделать по подарку также родителям, братьям и сестрам невесты. Невеста тоже делает жениху подарок: какую-нибудь золотую вещицу, носимую мужчинами.
Родители невесты так же делают подарок жениху.

Свадебные чины

Посаженный отец. ОН должен быть непременно женат.Точно так же должна быть замужней и посаженная мать.Они благословляют нареченного сына или дочь перед отправлением в церковь.

На долю посаженной матери выпадает заготовление солонки и хлеба. Посаженный отец обязан доставить образ, которым благословляют молодых.
Посаженный отец и посаженная мать могли присутствовать во время совершения обряда венчания в церкви, но в конце обряда они должны были поторопиться туда, где справлялась свадьба, чтобы там встретить молодых с образами и с хлебом-солью.

Шафер

Он должен быть непременно холостой. Главная обязанность шаферов - держать во время венчания венцы над головами жениха и невесты.

Первым шафером выбирается обычно или брат жениха или его самый близкий друг. Шаферу принадлежит управление всем свадебным церемониалом: он встречает гостей, напоминает кому следует о внимании, которое должно оказываться новобрачным. При этом проявляет особую деликатность.

Перед отправлением невесты в церковь к венцу шафер жениха должен известить ее о прибытии в церковь жениха и при этом вручает ей от его имени букет, который для невесты-девицы должен быть из померанцевых цветов и мирты, а для вдовы - из белых роз и ландышей.

При выходе из церкви шаферу тоже есть дело: он наблюдал за тем, чтобы кареты отправлялись в должном порядке.

Если после свадьбы дается вечер, то и тут шафер является главным распорядителем во всем.
Одного шафера для жениха и одного для невесты бывало недостаточно. Поэтому с обеих сторон их могло быть по нескольку.

Из числа самых близких подруг невесты или ее сестер избиралась одна, своего рода дружка. На ней лежала обязанность ходить с квестой (сбор денег), и первому шаферу предоставлялась честь сопровождать ее при этом.
При исполнении этого обычая девушка держала бархатный кошелек в правой руке, а свой молитвенник и букет препоручала шаферу, который шел с ней под руку и каждый раз, когда она благодарила опускавших в ее кошелек деньги, он тоже кланялся им.

На свадьбе необходимо еще одно лицо - мальчик, который держа перед собой образ, идет впереди невесты, когда она входит в церковь. Мальчик этот должен быть, 5-8 лет. Принято было, чтобы невеста после свадьбы подарила ему какую-либо вещь по его возрасту.

В день свадьбы

В день свадьбы невеста должна быть одета в белом. Во время одевания и убирания невесты к венцу она ни во что не вмешивается, ни о чем не заботится и ограничивается одной лишь чисто пассивной ролью. Одевают и убирают ее подруги и родственницы.

У вновь выходящих замуж вдов в свадебный убор не должна входить вуаль.
Когда жених уже в церкви, его шафер отправлялся уведомить об этом невесту, вручая, как уже отмечалось, от жениха букет, который должен быть непременно белый.

На обязанности жениха было нанять карету для невесты, причем принято было, чтобы и лошади были белые.
Вместе с невестой в церковь едут ее родители, сестры, подруги. Тут же должен находиться и мальчик, которому поручалось держать образ.
Невеста входит в церковь в сопровождении своего родного отца, если его нет - то посаженного.

Невеста становится по левую сторону жениха впереди и, сняв перчатку с правой руки, стоит там, пока священник не поставит ее и жениха на место.
Родственники и знакомые со стороны жениха становятся в церкви по правую сторону, а со стороны невесты - по левую.
После венчания и молебна молодые идут поклониться иконам Спасителя и Божьей Матери у Царских Врат.

Затем молодой подает руку жене и они вместе отправляются домой, где их встречают с образом и хлебом-солью родные или, если их нет, посаженные отец и мать.

Сейчас же подается шампанское и все присутствующие пьют за здоровье молодых и поздравляют их. Затем подают чай, конфеты, фрукты.
Когда гости разъезжаются, невеста преподносит шаферам и подругам сувениры в память об этом дне.

Если, после свадьбы устраивается праздничный вечер, то за столом садятся так: по правую руку молодой садится отец ее мужа; по левую ее руку - ее собственный отец; по правую руку молодого - мать его супруги, а с левой его стороны -его родная мать. Впрочем, порядок этот - не правило. Было принято и так, чтобы молодые садились за свадебным ужином рядом, причем по правую руку молодой садится ее муж, а по левую - отец; по правую же руку молодого ее мать.

Самые почетные гости рассаживаются поближе к новобрачным.Когда на свадьбу приглашали какое-либо высокопоставленное лицо, то, если это женщина, ее сажали возле молодого, а если мужчина — возле молодой.
Обычай требует в конце ужина провозгласить тост за новобрачных. За новобрачную тост провозглашает один из ее шаферов, а за молодого - один из его шаферов.

Во время бала танцы открывает молодая с самой почетной личностью из присутствующих тут мужчин. Второй танец молодые танцуют вместе.
В конце вечера молодая незаметно для присутствующих удаляется с матерью или родственницами. Присутствующие не должны подавать вида, что замечают ее удаление.

ВЕНЧАНИЕ

Таинство брака совершается среди церкви пред аналоем, на котором находятся Крест и Евангелие.

Обручение совершается так. Жених становится по правую сторону, а невеста - по левую. Священник трижды благословляет их зажженными свечами и дает им в руки эти свечи, как знаки супружеской любви, благословленной Господом. После молений к Богу и даровании всяких благ и милостей обручаемым и чтобы Он благословил их обручение, соединил и сохранил их в мире и единогласии, священник благословляет и обручает их кольцами, заранее положенными на престол для освящения. Жених и невеста принимают эти кольца, как священный залог и знак нерушимости того супружеского союза, в который они хотят вступить.

За обручением следует венчание. При этом священник молит Господа благословить брак и ниспослать на вступающих в него Свою небесную благодать. Как видимый знак этой благодати он возлагает на них венцы, а потом трижды благословляет их обоих вместе, произнося: „Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (т. е. их)".

В читаемом послании апостола Павла говорится о важности таинства брака и о взаимных обязанностях мужа и жены, а в Евангелии - о присутствии Самого Господа на браке в городе Кане. Сочетающиеся в браке пьют вино из одной подаваемой им чаши в знак того, что с этих пор они должны жить единодушно, деля радость и горе. Троекратное же хождение их вслед за священником вокруг аналоя служит знаком духовной радости и торжества.