Свободные нравы молодежи на праздниках

Свободные нравы молодежи на праздникахВ праздники позволялось многое. Молодежь начинала гульбище: парни, поиграв и погуляв с девушками прилюдно, затем, разбившись на пары, шли в лесок, где и просиживали по нескольку часов. Причем каждый считал своим долгом «сходить в лесок» раз пять. Прогуляв таким образом до утра, молодежь расходилась по домам.

В материалах АОИРС имеются описания молодежной вечеринки: «...парни приходят позже. Садятся прямо на колени [девиц] или рядом, кладя одну ногу на колено подруги, обнимаются и целуются и не прикрываются рукой. Некоторые парни иной вечер обходят порядовочку и целуют всех девушек от первой до последней». В соответствии с принятыми нормами поведения во взаимоотношениях юношей и девушек объятия и поцелуи допускались, считалось, что они не могли принести им ощутимого вреда: «Целуйся, как люб, не убудет губ».

Сформировался определенный стиль праздничного поведения «женихов» (совершеннолетних юношей). Так, в парне ценились умение наряжаться (щегольство), танцевать, острословить, ухарство, этакий разбитной, небрежный характер общения с девушкой. Вместе с тем, по практическим крестьянским меркам, жених должен быть рослым, дородным, физически крепким, работящим, веселым, почтительным к старшим. Парень обязательно должен иметь любушку, беседнииу и не одну. В глазах общественного мнения парень, не встречавшийся с девушкой, не бывавший на беседах, ненормален, более того, его «сглазили» или «испортили». По мнению окружающих, такое поведение (и со стороны девушки тоже) могло нанести вред всей общине.

Именно среди юношей поощрялось свободное поведение в общении с девушками:

Отворяй-ка, матка, двери,

Сын с вечорочки идет.

Стели мягоньку постельку,

Себе спальницу ведет.

У милашечки во спаленке не Не тухнет огонек.

У ней несчастьице случилося —

Родился паренек.

Каждая девушка была на виду в деревне. Существовал ряд шуток над слишком тихими, несмелыми девушками и над теми, кто вел себя дерзко и развязно. Парни «пели про отдельных девчат сложенные прибаутки, частушки»:

Эх ты, милочка моя,

Сорока белобокая!

Раньше я к тебе ходил,

Теперь сама притопала.

Эх, милая моя,

Чем ты брови подвела?

Не чернилом, не пером,

А из печки помелом!

Девушки также отвечали насмешками:

Милый мой мастеровой,

Веретёнки точит.

Не умеет целоваться —

Только губы мочит,

У милого у избушки Нет ни скобечки, ни дужки —

Дырочка провернута,

Веревочка продернута!

 

Однако большинство девичьих частушек посвящено несчастной любви и сопернице.

 

Ягодиночка, по Вам Рвётся сердце пополам.

Разорвется сердце надвое,

Какая польза Вам?

Раскатились мои бусы,

Где четыре, где пяток.

Дроля, выбрось из кармана Супостаточки платок!

Задушевная подруженька,

Белы кони на лугу.

Четыре вынесла изменушки,

А пятой не могу!

Задушевная подруга Дролечку отбила.

Ну да ладно сделала —

Меня освободила!

От девушки общественное мнение, религиозно-нравственные нормы морали требовали, с одной стороны, сдержанности, нравственности и чистоты, она должна была вести себя скромно и с достоинством, а с другой стороны, нормы внутригруппового поведения принуждали ее к игровой раскованности. Девушка должна была обладать темпераментом, необходимым для роли подруги-дролечки парня. Удержать это равновесие было чрезвычайно трудно и, вероятно, здесь следует искать причину несколько ханжеского отношения к проблеме сексуального поведения молодежи.

Не нужно забывать, что в крестьянской среде добрачные связи осуждались как греховные. «Беременность девушки составляет уже для родителей крайнюю степень позора и бecчecтия»

Религиозно-нравственные нормы поведения доминировали в сознании крестьян, и тяжелое преступление, совершенное односельчанами, ложилось пятном на репутацию всего общества.