Танцы и пляски

Гармонист на деревенском празднике был не просто заметной фигурой, это главное действующее лицо. «Гармонь если есть в деревне одна, гармониста чуть ли не на руках в деревне носят. В почете в таком — много выпьет. Сам сознает. Пока не кончатся игрища-то, гурьба — он ходит немножко поддамши, для увеселья... В драку он никогда не ввязывался. Его не били... Гармонист ходил в середине. Вперед шел, сзаду никогда не ходил».

Под перебор гармошки не только танцевали и частушки пели, но и дрались под нее. «Гармонист играет, а парни дерутся. Играет «русского», вот русского играет, играет, или еще какую-нибудь там залихвацку песню, так мужики лучше дерутся, под гармонь-то».

Танцы

 

 

Какой праздник обходился без танцев! Раньше плясать под гармонь летом было не принято: плясали только на зимних гуляниях, а летом, пока хлеб на земле стоял, плясанье считалось делом греховным. В начале XX в. стали танцевать под гармонь, а если ее не было — под плясовые песни. Любимые танцы на Пинеге в это время — кандрель (кадриль), краковяк, бафила, нащёп.

Нюхченская кадриль получила свое название от с. Нюхча. Исполняли ее во время зимних и летних праздников как в закрытых помещениях, избах, амбарах, так и на улице. Так же как и в топотухе, в этом танце перед каждой фигурой пары дружно и весело притопывали. На перетопе парень или боевая девушка громко объявляли следующую фигуру: петушки, воротца, лодочка, ручеек.

В каждой деревне кадриль называли и танцевали по-своему. В с. Лешуконь предпочитали кадриль «Сени». Исполняли под гармонь, а для пущего веселья подключались ударные (кастрюли, ведра, бадейки, доски). Участвовало всегда четное количество пар. Фигуры кадрили (коленца) назывались перекрут, звездочка.

Линейную кадриль, топотуху на Архангельском Севере танцевали повсеместно. Не было в селе музыкантов — подключали шаркунки (плетеные погремушки с камушками внутри), бубны, рожки, дудки. На линейную кадриль пары выстраивались в линию, становясь напротив друг друга, отчего танец и получил свое название. Танцевали топотуху на улице во время летних праздников, реже на беседах, потому что для этого танца нужна была просторная изба. Исполнялся он под песню «Топотуха», на припеве которой все танцующие дружно притопывали на месте.

Я сидела вечерочек, либо два, (2 раза)

Не могла у парня выведать ума. (2 раза)

Припев: Топа, топа, топа, топа, топа, топ. (2 раза)

Мой-от миленькой, хорошенькой, да баской (2 раза)

Одеваетце по моде гороцкой. (2 раза)

Припев: Топа, топа, топа, топа, топа, топ. (2 раза)

Матигорочка — кадриль Холмогорского уезда, получившая свое название от д. Матигоры и исполнявшаяся под песню «Не беги — догоню, красна девица-душа».

Не беги — догоню, красна девица, душа! (2 раза)

Сполюби, сполюби, сполюби, радость, меня! (2 раза)

Если ты меня полюбишь — будешь счастливая, (2 раза)

Счастливая будешь, догадливая. (2 раза)

Ты не престь, ты не ткать, ты не будешь того знать, (2 раза)

Знаю мыться, снаредиться, обновки обновлять. (2 раза)

Обновки обновлять — вдоль по городу гулять. (2 раза)

Для своей для милой есть особенный покой: (2 раза)

Цветами, зеркалами всю я спальню уберу, (2 раза)

Красна дерева кровать на ковре будет стоять, (2 раза)

Что на бархате-атласе будет Саша танцевать. (2 раза)

Туг и я, тут и я, тут и я прилечу, (2 раза)

Расцелую, размилую, красну-девицу душу! (2 раза)

Восъмёра — одна из самых любимых и популярных кадрилей Пи-нежского уезда, состоявшая из большого количества фигур и напоминавшая инсценировку свидания. Первая фигура называлась приглашение, вторая — смотрины, третья — звездочка, четвертая — звездочка с перекрутом, пятая — прощание, шестая — душевное расставаньице. Во время танца четыре пары располагались крестом, друг против друга.

Если восъмера исполнялась под песню «Прялица», ее так и называли Прялица.