Танцы вместо хороводов

Традиционные хороводы и плясовые медленно уходили из сел и деревень Архангельского Севера. «Молодежь уже не танцевала на мосту (в с. Дорогорском Мезенского района. — АФ.), а плясали в зале открывшегося Народного дома, отодвинув после киносеанса скамейки. Первыми танцами были коробочка, полечка ой-ра. В конце 1930-х гг. появились фокстрот и танго. Молодежь в праздники на танцы в клуб ходила. «Скоко танцев танцевали: фокстротов, яблочко, кадриль, краковяк, “на реченьку”; хороводную песню заводили, за руку возьмешь, вот так вот ходят. А вальс с ребятами, тот как пойдет по кругу, только бы не закрутил! А он: “Ты не бойся, не бросим!” Потом кругом пойдет под руки».

Самым любимым и популярным танцем оставалась кадриль во всем многообразии ее локальных вариантов. Во многих районах Архангельского Севера до начала 1970-х гг. ее продолжали танцевать на всех праздниках.

За советское время из структуры съезжего праздника выпал довольно значительный пласт; вместо церковной части стали проводиться торжественные собрания и концерты, сократилось время родственного гостевания, традиционные развлечения, беседы, танцы, застенки, столбы, круги, которые воспринимались раньше крестьянами как своеобразные общественные смотры невест, уступили место новым представлениям, модной музыке и танцам.