Третье. ПОСТОЯННО ПРОВОДИТЕ ОСНОВНУЮ ИДЕЮ

В продолжительном выступлении вы обязательно коснетесь нескольких тем — чем их будет меньше, тем лучше, но для всех них потребуется дополнительный материал. В главе 7 мы уже обсудили один способ проведения основной идеи выступления. Вы можете убедить аудиторию последовать вашему совету, приведя конкретный пример из собственной жизни. Такой тип примера очень популярен, потому что он стимулирует основной человеческий инстинкт, который можно сформулировать следующим образом: «Все любят истории». Случай или происшествие — вот примеры, которые чаще всего используют обычные ораторы, но это не единственный способ провести основную идею. Вы можете использовать статистические данные, которые по сути своей являются теми же иллюстрациями, только научно сгруппированными, подтвержденными данными экспертизы и т.д.

Используйте статистику

Статистику часто используют для демонстрации отношений в рамках темы выступления. Статистические данные могут быть впечатляющими и убедительными, особенно в качестве доказательства, так как единичный случай еще не подтверждает истинности ваших слов. Эффективность программы вакцинации против полиомиелита подтверждается статистикой, полученной по всей стране. Отдельные случаи неэффективности вакцины — всего лишь исключения, которые только подтверждают правило, Выступление, основанное на таком исключении, не сможет убедить родителей, что вакцина не защитит их ребенка.

Статистические данные сами по себе могут оказаться скучными. Их нужно подбирать очень тщательно и использовать умеренно, стараясь оживить посредством способа преподнесения и использования графических средств.

Вот пример эффективного использования статистических данных. Сравните их с чем-нибудь очень знакомым вашим слушателям. Обратив внимание аудитории на то, сколько времени тратят жители Нью-Йорка, не отвечая немедленно на телефонные звонки, оратор сказал:

«Из каждой сотни телефонных звонков семи абонентам приходится ждать больше минуты, пока на другом конце провода возьмут трубку. Каждый день, таким образом, теряется 280 000 минут. За шесть месяцев эти минуты складываются в такое количество рабочих дней, 'которое прошло с того момента, как Колумб открыл Америку».

Голые цифры и суммы, взятые сами по себе, не слишком впечатляющи. Их следует иллюстрировать. Если это возможно, следует связать их с чем-либо знакомым каждому слушателю. Я вспоминаю, как проводил экскурсию по плотине Гранд-Кули один опытный экскурсовод. Он привел нас на пульт управления и сообщил нам площадь этого помещения в квадратных метрах. Но эти цифры нам ни о чем не сказали. Тогда он рассказал нам, что в этой комнате свободно могут поместиться более десяти тысяч человек и наблюдать футбольный матч, а, кроме того, в каждом углу можно разместить по теннисному корту!

Много лет назад слушатель моего семинара в Бруклинском центре Союза молодых христиан рассказал об огромном количестве домов, погибших от пожара в прошлом году. Он сказал, что если бы эти сгоревшие дома построить вдоль одной улицы, то она дотянулась бы от Нью-Йорка до Чикаго, а если бы люди, погибшие во время пожаров, выстроились в очередь, то она бы была от Чикаго до Бруклина.

Цифры, которые он привел, я забыл почти сразу же. Но прошли годы, а я все еще вижу эту жуткую картину сгоревших домов, тянущихся от Манхэттена до Иллинойса.