«Три тополя на Плющихе» – стильный Олег Ефремов и Волга ГАЗ-21 просто созданы друг для друга

Есть фильмы, которым не будет конца, и один из них – «Три тополя на Плющихе». Недаром в нем все так удачно сошлось: и сценарий, и цепляющая постановка Татьяны Лиозновой, и, конечно же, легендарная песня Александры Пахмутовой.

Но в этой статье мне особенно хотелось бы выделить еще и великолепный дуэт персонажа Олега Ефремова и Татьяны Дорониной его верного, четырех-колесного коня – «Волги» ГАЗ-21.

Начну с того, что этот автомобиль выпускался советским автопромом (Горьковский завод) с 1956 по 1970 гг. Для тогдашних автомобилистов он был не только заветной мечтой, но и являлся самым (как выразились бы сегодня) ликвидным на рынке.

Более того, за время производства он выходил в трех модернизированных сериях, с успехом шел на экспорт в страны Европы, был подарен первому космонавту Юрию Гагарину, а также со временем стал использоваться по всему СССР в качестве такси и как служебное авто многих ведомств, в том числе и ГАИ.

А еще та самая Волга из «Три тополя на Плющихе», оказывается, снималась и в других не менее популярных хитах советского кино.

  • Так, Семен Семенович Горбунков из «Бриллиантовой руки» то и дело катался на ней в булочную. Впрочем, в качестве такси до Дубровки к нему приезжала тоже Волга, но только сидящий за рулем Папанов управлял уже ее более новой серией.
  • А представляя собой символ престижа и неслыханной роскоши, Волга привлекала внимание не только настоящих воришек, но и экранного «честного» угонщика Юрия Деточкина, воровавшего исключительно «богемные» машины в Рязановском «Берегись автомобиля».
  • Из современных же фильмов (в которых, разумеется, встречается уже не эта знаменитая «ласточка») можно выделить, например, «Черную молнию», где главный герой подрабатывает курьером, летая над городом на заключительной версии ГАЗ-21 1970 года выпуска.

Итак, мелодрама Татьяны Лиозновой по рассказу А. Борщаговского «Три тополя на Шабаловке» вышла в кино в 1968 году и сразу заняла первое место в прокате, покорив зрительные залы задушевной историей про деревенскую женщину Нюру (Татьяна Доронина), приехавшую в столицу, чтобы по заданию мужа (Вячеслав Шалевич) продать домашнее мясо. Для этого она должна остановиться на квартире своей золовки, добраться до которой ей поможет один немногословный, но очень интеллигентный и мечтательный таксист Саша (Олег Ефремов).

«Саша. Такой день сегодня, а я не брит».

Помимо общих планов Москвы и окрестностей Плющихи, именно Волга – самая главная декорация этого фильма. Ведь замкнутое пространство машины не только сближает героев, но и позволяет более четче разглядеть все те детали, из которых и была соткана эта драма про нехватку любви и человеческого взаимопонимания: это и характеры главных героев, и метафоричный дождь, и музыка, что "на одной волне" с щемящей картинкой фильма.

Но, главное – это взгляд Олега Ефремова. Будучи несловоохотливым, он же там прямо подпевает песне в исполнении Майи Кристалинской одними только глазами. Самый волнительный и запоминающийся момент всей истории.

А кадры с Ефремовым на фоне его киношной Волжанки с "шашечками"?

Обратите внимание: Давайте любить друг друга!.

Есть в его одиноком таксисте какая-то загадка, какая-то невысказанность и, быть может, даже надлом от прежних последствий любви. Этот типаж словно роднит его с одинокими искателями и безмятежными всадниками из вестернов Джона Форда и Серджио Леоне: такими же потерянными, но при этом мужественными и всегда держащими фасон.

Дымя сигареткой в ветровое стекло, он уверенно крутит баранку по улицам Москвы, жители которой один за одним становятся пассажирами его чистенького и блестящего такси. Но только в потоке дел и мимолетных рассказов они все – чужие люди, не оставляющие в монотонной жизни водителя никакого яркого и чувственного следа.

Да и сам он давно прикипел к такому положению дел. Профессиональное снисхождение к недоверчивой Нюре сменяется на симпатию только в тот момент, когда провинциальная блондинка невпопад напевает ту же самую песню, что на уме крутилась все это время у него самого.

По большому счету, доза внимания от героя Ефремова и заставляет эту кулему, замученную бытом и черствостью мужа, по новой взглянуть на свою жизнь и в кои-то веки обнаружить в себе еще и женщину, способную испытать позыв к давно забытой силе чувств.

В общем, такой стильный и обходительный водитель мог получиться только у Ефремова. Ну, возможно, еще и у Райана Гослинга в «Драйве». Интересно, вдохновлялся ли голливудский актер работой Олега Николаевича?

При этом, как выясняется, до съемок в этом фильме Ефремов и вовсе не имел навыков вождения. А когда получил роль, то так быстро освоился за рулем, что платформа, которая обычно возит на себе автомобиль с актерами, была нужна лишь в сценах с их крупными планами и диалогами.

А вот в реальной жизни с машинами у Ефремова как-то не сложилось. В своей книге «Опережая некролог» Александр Ширвиндт, вспоминая свою дружбу с Олегом Николаевичем, пишет, что тот до такой степени не любил роскоши и признаков излишнего благополучия, что подвыпив, мог разойтись и начать бить ногами припаркованные у театра машины. При этом всегда крепко доставалось и его собственной.

И напоследок. В роли таксиста Саши мог появиться Николай Рыбников. Но, наверное, во время актерских проб не случилось той пресловутой "химии" между главными героями, которую из них любят высекать тонкие и талантливые режиссеры вроде Лиозновой.

Всем спасибо за внимание!

Больше интересных статей здесь: Отношения.

Источник статьи: «Три тополя на Плющихе» – стильный Олег Ефремов и Волга ГАЗ-21 просто созданы друг для друга.