Троица - 50-й день после ПАСХИ

Библейская легенда повествует о том, что нa пятидесятый день после Христова Воскресения на его учеников-апостолов сошел святой дух. Апостолы заговорили на разных языках, никогда им не учившись. Это было указание Бога-отца нести весть о христианстве «всем народам и языкам». Эта легенда подтверждает существование пресвятой Троицы: Бог-отец, Бог-сын и Бог — дух святой. Таков религиозный смысл этого праздника.

А на Руси Троица слилась с древнеславянским праздником — Семиком. Он знаменовал конец весны и начало лета и приходился на четверг седьмой недели после Пасхи.

Юную девушку на пороге взрослой жизни напоминает природа накануне буйного летнего цветения... Потому и считалась Троица «девичьим» праздником. Некоторые троицкие обряды должны были совершаться только девушками, в отсутствие мужчин любого возраста. Именно в Троицу принято было водить хороводы. Наши предки верили, что хороводом они помогают Солнцу — главному источнику жизни.

Самое уважаемое дерево на Троицу — береза. Она одевается в зеленый наряд раньше всех, еще древние славяне считали, что береза обладает особенной жизненной силой. Березками украшали дома и храмы. У молодой сочной березки выбирали место, чтобы водить хороводы. С березой связан и обычай завивания венков. В Семик ветки связывали в кольцо, загадывая судьбу. Можно было завить венок на себя, а можно — на кого-то другого. На Троицу смотрели, что стало с венком. Если ветки не развились — у того, на кого загадывал ось, будет долгая жизнь. Для завивания венков выбиралось укромное место, чтобы злой человек не мог развить их.

Через березовый венок девушки и женщины «кумились» — целовались друг с другом и становились на какое-то время подругами: Покумимся, кума, покумимся, Чтобы нам с тобой не браниться, Вечно дружиться!.. Иногда эта дружба сохранялась всю последующую жизнь. Во время кумления звучали различные пожелания. Девочке-подростку желали: «Еще тебе подрасти да побольше расцвести!»

Девушке на выданье желали скорейшего замужества: «До налетья косу тебе расплесть надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочью!» Молодым женщинам — свое пожелание: «На лето тебе сына родить, на тот год сам-третьей тебе быть!»

Украшенную березку носили по домам девушек, а потом пускали по реке. На реку приносили и венки из цветов и березовых веток. На венках гадали: утонет — к смерти, сразу прибьется к берегу — замужество в своей деревне, проплывет
дальше — идти замуж на чужую сторону, уплывет — не быть свадьбе в этом году.

К березке девушки приносили скатерти и устраивали трапезу. Главным блюдом этой трапезы была яичница. Ее готовили в доме, а к месту праздника приносили в глиняной посуде. Ели яичницу ложками, а потом ложку полагалось бросить над ржаным полем — как высоко ложка взлетит, такой высокой и рожь уродится. У троицкой березки водили хороводы, пели песни — хороводные, игровые, лирические.

Наиболее популярной была известная многим из нас с детства «Во поле береза стояла». Пели частушки и «страдания» — некоторые из них сочинялись тут же, во время гулянья. Из игр и развлечений в большом почете были качели, «горелки», лапта...
Как устроить современный праздник на Троицу? Для этого совсем не нужно «изобретать велосипед» — все уже задолго до нас предусмотрено и освещено многовековой народной традицией.