Участнику церемонии

Каждому из участников торжественной свадебной церемонии отводится своя роль, от которой во многом зависит, пройдет ли все в должном порядке, без эксцессов и неприятностей.

«В старину у нас на Руси «свадебные чины» были следующие:

1) «Старший боярин», или «тысячник». Это был первый свадебный чин. Он выбирался не­пременно из женатых мужчин и должен был отлично знать все свадебные обычаи и порядки.

Не менее важным считалось и то, чтобы «старший боярин», или «тысячник», был человек веселого нрава, краснобай и балагур, умеющий оживить и занять все общество. Он был главный рас­порядитель всей свадебной церемонии, и на нем лежали различные обязанности относительно молодых.

2) «Подружье», или «третьяк», был главным помощником «старшего боярина».

3) Дружка — второй свадебный чин. — У греков дружкой называлось особенное лицо, быв­шее главным распорядителем на свадьбе. — У римлян дружками назывались 3 мальчика, от живых родителей. Роль этих мальчиков на свадьбе состояла в том, что они провожали новобрачную в дом ее мужа; один дружка шел впереди с факелом, а два шли по обе стороны невесты и поддерживали ее под руки. — У нас на старинных свадьбах было двое дружек, один у жениха и один у невесты. Они сопровождали жениха и невесту в церковь и обратно домой, участвовали во всех свадебных церемониях, отводили молодых в сенник, наделяли гостей подарками и т.д. Со временем число дружек на свадьбах увеличилось и их начали выбирать по нескольку, как для жениха, так и для невесты.

В простонародье на свадьбах дружки сохранились до сих пор, а в Сибири дружка — самое почетное лицо на свадьбе.

4) Шафер, Это название заимствовано нами от немцев, и по той роли, которую исполняет ша­фер на теперешних свадьбах, он соответствует прежнему «старшему боярину», или тому, что и теперь в простонародии называется «старшим дружкой». Впрочем, название шафер теперь употребляется во многих губерниях и у просто- народия, а дружка, который ему помогает, называ­ется «подшаферник».

5) Посаженный отец и посаженная мать в старину, как и теперь, заменяют на свадьбе жениху и невесте их родителей, поэтому новобрачные называются «детьми» посаженного отца и посаженной матери.

Кроме этих «чинов» в свадебных церемониях участвовали еще и другие лица, как, например, сваты и т. п.