Умение преподнести хорошее предложение

Это относится к будничным заботам руководителя: разрабатывать идеи и предложения и отстаивать их перед вышестоящим начальством или имеющим право принимать решения органом для получения согласия последних. Если решение разработано удачно, но изложено плохо, пространно и сложно, оно, скорее всего, будет отвергнуто.

Речь здесь идет о том, что нужно уметь правильно преподносить свои мысли. В конкурентной борьбе необходимо уметь захватывать ,инициативу, необходимо излагать свои концепции настолько мастерски, чтобы они импонировали и за короткое время могли привлечь на свою сторону людей, от которых зависит решение вашего вопроса. Здесь есть, конечно, элементы игры». Случается, что некоторым удается «из одного белка взбить гору пены». Хуже тем, которые «пену взбивать» вообще не умеют.

Изложение мыслей представляет процесс общения. Необходимо, чтобы вас поняли и с вами согласились, причем исходной базой для этого может быть скука, антипатия или даже враждебность.

Первым делом надо постараться войти в положение тех, кому вы излагаете свои идеи, кого хотите привлечь на свою сторону.

Может, эти люди спешат? Много ли пунктов повестки дня они уже обсудили? Некоторые могут быть не в себе, так как их предложения не прошли. Не исключено, что среди слушателей есть завистники и недоброжелатели. Кое-кто придерживается небезызвестной точки зрения: «Это не мной (нами) изобретено, а потому не может быть хорошо».

Если вам необходимо выступить, пусть даже с небольшим рефератом на конференции руководителей отделов или перед руководством фирмы, имейте в виду, что завоевать симпатии слушателей вы сможете за счет:

  • краткости и точности, так как не будете воровать у слушателей время и вознаградите их за внимание;
  • учета компетентности собравшихся и вовлечения их в процесс мышления, т. е. не будете «разжевывать» все пункты, признавая, что данный круг экспертов в состоянии самостоятельно разобраться в деталях вопроса;
  • образной и легко усваиваемой манеры изложения, когда не надо напрягать слух;
  • выявления всех критических пунктов, чтобы слушателям не приходилось самим выискивать, в чем здесь загвоздка;
  • обсуждения уже известных альтернативных вариантов, анализа их плюсов и минусов;
  • призыва к аудитории приложить свои знания и опыт для повышения качества предложенного решения.

Опытные руководители заранее предусматривают в предлагаемых ими вариантах области, которые они отдают «на откуп» для окончательной доработки уполномоченному принимать решения органу. Они как бы приглашают к участию в совместной работе, защищая важнейшие составные части своего плана.

Сильное воздействие на предполагаемых оппонентов оказывается тогда, когда апеллируют к их идеям и апеллируют в тех случаях, когда это абсолютно безопасно. Такой подход позволяет проявлять бескомпромиссность в других вопросах.

Первой задачей собирающегося выступить руководителя является, таким образом, сбор информации об аудитории и ситуации, в какую он может попасть.

Для обеспечения хорошего делового общения тут важны следующие факторы:

  • мотивация слушателя;
  • восприимчивость слушателя;
  • физическое состояние слушателя;
  • коммуникативное средство передачи информации;
  • возможности обратной связи.

Располагать эти факторы по значимости не имеет смысла. Для коммуникации опасно выпустить из виду даже один из них. Тогда согласие не будет достигнуто лишь на словах, что еще опаснее.

О мотивации слушателя выше было уже сказано. Отождествление, актуальность, дискуссия и провокация — вот та «клавиатура», на которой здесь можно играть.