Узбекский танец

В хореографическом искусстве Узбекистана сложились и развиваются самостоятельные танцевальные школы, которые существенно отличаются одна от другой. Это ферганские, бухарские и хорезмские танцы.

Ферганские женские танцы лиричны, имеют мягкий пластический рисунок. При их исполнении характерны округлые позы, широкие и плавные повороты кистей рук, мягкие и игривые движения головы с кокетливым выражением глаз. Движения корпуса, изгибы в кистях рук, как бы поглаживающих тело и лицо, еле заметное движение бровей — все это говорит о самолюбовании женщины, для которой танец перед зеркалом был большой радостью. И не случайно среди названий движений рук мы находим «прекрасные брови», «приглаживание волос», «стройная талия», «смотреться в зеркало», «мечта», «солнце», «сладкие губы», «прекрасная», «ветерок», «смущение» и др.

Бухарские танцы принадлежат к древней танцевальной школе и отличаются эротическими движениями, рассчитанными на ублажение мужчин. В его пластике много перегибаний, различных вращений. Руки начиная от пальцев, кистей, предплечья вместе с корпусом движутся плавно, змееобразно. Бухарские танцы более темпераментны, стремительны и технически более сложны, чем ферганские.

Хорезмские танцы уходят своими истоками глубоко в века. Танец быстрый, темпераментный, иногда спокойный и лирический, с подскоками и резкими приседаниями, вздергиванием плеч, кистей рук, танец, подражающий повадкам зверей и птиц, танец на ходулях, танец на канате, танец воинственный — все это вместилось в понятие хорезмского танца, делая его многогранным и разнообразным.

Хорезмские танцы считаются наиболее сложными при изучении и исполнении, поэтому рекомендуется начинать знакомство с народным танцевальным искусством Узбекистана с ферганской школы танца, которая довольно хорошо разработана с точки зрения методики преподавания.

Музыкальное сопровождение в узбекских танцах необычно. Основным музыкальным инструментом является дойра. Узбеки любят танцевать и под песню, сопровождая ее прихлопыванием в ладоши или прищелкиванием пальцами. Причем в этом случае кисти складывают ладонями внутрь — создается своеобразная композиция рук.