В соответствии с инструкцией

Мы мало обращаем внимание на то, что написано в инструкциях по применению и в гарантийных талонах к устанавливаемой технике и оборудованию, считая себя достаточно грамотными. Но это, как и несоблюдение правил установки, может привести к серьёзным материальным потерям. Использование некачественных комплектующих может привести к аварии в системе. И виноват будет тот, кто их устанавливал. Совершенно с ними согласен.

Но есть ещё одна сторона этого вопроса — правовая, на которой я хочу заострить внимание читателей. Для наглядности приведу пример из собственной жизни. Страдая от проблем с отоплением, я так же, как и автор статьи, решил поменять радиаторы. Но для их установки, хотя мог сделать это и сам, вызвал сантехников из РЭУ, которое обслуживает наш дом. Радиаторы приобрёл биметаллические, как более надёжные и со всеми соответствующими комплектующими.

В нашем 9-этажном доме есть одна особенность — вместо полотенцесу-шителя в ванной стоит двухсекционный радиатор, что обусловлено тем, что ширина простенка, где он установлен, слишком мала и существующие полотенцесушители туда не помещаются. Ранее установленный радиатор был чугунным, но за почти 30 лет эксплуатации он видимо выработал свой ресурс и начал подтекать. Поэтому я поменял вместе с другими радиаторами и его.

Прошло примерно 3 года после установки и вот почти под самый новый 2014 год прорвало именно этот радиатор, поставленный в ванной. Кипяток бил прямо в потолок, и к тому времени, когда сантехники отключили воду, вся моя и расположенные ниже квартиры были залиты кипятком.

Последствия аварии в основном ликвидированы, а вопросы у меня остались. И первый из них: «Если радиаторы не предназначены для установки вместо полотенцесушителей, то почему никто об этом не знает (или сознательно не говорит) — ни продавцы, ни сантехники, ни главный инженер эксплуатирующей организации, который уже после аварии подписал со мной акт на установку подобного радиатора вместо полотенцесушителя?» И второй вопрос: «А что же ставить? Только чугун?» Кстати о новом радиаторе.

Пока шли переговоры с РЭУ, составлялись бумаги, приглашались представители фирмы и тому подобное, я приобрёл новый биметаллический радиатор фирмы «Глобал» и вновь пригласил сантехников РЭУ для его установки — не сидеть же без отопления.

В соответствии с инструкцией гарантия распространяется на него, если он установлен организацией, у которой есть на это право, если составлен акт о принятии его в эксплуатацию и если поставлена печать в гарантийном талоне. За ней я отправился в РЭУ (сантехники с печатями не ходят).

Установку радиатора в РЭУ не отрицали, но для того, чтобы поставить печать, меня направили в головную организацию для составления договора и оплаты работ. Там мне пришлось ради печати повторно (с сантехниками я уже рассчитался) заплатить за установку полотенцесушителя (122600 рублей). Только после этого был составлен акт о выполненных работах.

Казалось бы, конец моим скитаниям. Но нет! В гарантийном талоне оказался маленький абзац, на который я сначала не обратил внимания, но он перечеркнул все мои труды. Согласно ему перед установкой радиатора необходимо было письменно согласовать вопрос технического переоборудования (в БТИ, в отделе архитектуры и т.д.), иначе никакая гарантия на него не распространяется и сделать это надо было ещё до покупки радиатора. В РЭУ в просьбе составить задним числом документ мне естественно отказали...

Так как сантехники не отрицали того факта, что установка произведена ими, то в РЭУ составили акт о нанесённом ущербе и сняли с меня ответственность, взяв таким образом ремонт залитых квартир на себя. Но ремонт моей квартиры, а здесь особенно пострадал паркет, никто делать не собирался.

Тогда я ещё раз ознакомился с инструкцией, приложенной к моему радиатору, и обнаружил, что гарантийный срок на него ещё не закончился. Производитель указал его в 5 лет, таким образом, у меня оставалось ещё 2 года. И я решил действовать в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», чтобы получить компенсацию.

В связи с этим я составил претензию к фирме, которая дала гарантию на радиатор импортного производства.

Учитывая, что указанные радиаторы застрахованы в российской страховой компании, ко мне и соседям по несчастью в назначенный день приехали страховщики и представители фирмы. И тут меня ждало новое открытие: по словам технического представителя фирмы эти радиаторы не предназначены для установки вместо полотенцесушителей.

В многоквартирных домах, говоря техническим языком, радиаторы отопления устанавливают в системе отопления, а полотенцесушители — в системе горячего водоснабжения. Так как, по словам представителя, в воде системы горячего водоснабжения имеются химически агрессивные примеси, то они и «проели» алюминиевую составляющую радиатора.

Прав он или нет, я проверить не могу, поскольку не обладаю данными о технической подготовке и химическом составе воды.

Вот такие дела. Теперь сижу и жду у моря погоды.