Вербное воскресенье


        Вербное воскресенье          За неделю до Пасхи, в последнее воскресенье Великого поста, в этом году 28 апреля, отмечается церковный двунадесятый (один из двенадцати важнейших в православии) праздник Вход Господень в Иерусалим, издавна именуемый в народе Вербным воскресеньем. С незапамятных времен он окружен обычаями и поверьями, возникшими из народного восприятия праздника.

«ОСАННА СЫНУ ДАВИДОВУ!»

В основе большого праздника - библейский сюжет торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим. Спаситель направлялся в главный город Святой земли, чтобы встретить Пасху. Весть о Его скором появлении, о чудесах, творимых Им, быстро разнеслась по Иерусалиму.

Ликующие люди встречали въезжающего верхом на осле через открытые врата города Спасителя, устилая Его путь своими одеждами и пальмовыми ветвями. Со всех сторон звучали хвалебные возгласы, означающие признание Иисуса Христа Спасителем: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!»

Жители принимали Христа как царя. Но торжественный вход в Иерусалим Спасителя, по сути, явился его вступлением на путь крестных страданий. При этом осел, на котором вьезжал в Иерусалим Христос, символизировал собой Его покорность воле Всевышнего. Это событие предсказывало смерть Спасителя за грехи человеческие и Его воскрешение для вечной жизни.

На Руси пальмовые ветви заменила верба. Первые раскрывающиеся почки этого дерева олицетворяли начало весны, пробуждение природы от длительного зимнего сна. Одновременно это напоминало о воскрешении Спасителя, надежде на вечную жизнь. При этом темно-красный цвет ветвей символизировал кровь Христову, пролитую за человечество. На праздничном богослужении верующие держали в руках вербу, как бы встречая невидимо идущего Спасителя.

От своего главного атрибута праздник и получил еще одно свое название - Вербное воскресенье.

СВЯТОЙ ЛАЗАРЬ ЗА ВЕРБОЙ ЛАЗИЛ

Основные приготовления к Вербному воскресенью проходили накануне, в Лазареву субботу. Этот день посвящен воспоминанию о чудесном воскрешении по пути в Иерусалим Иисусом Христом благочестивого Лазаря, скончавшегося за четыре дня до Его прихода. Это событие явилось предвестником победы над смертью, началом пути к вечной жизни.

Работать в предшествующий Вербному воскресенью день, как и в сам праздник, считалось грехом. Деревенские жители поутру Лазаревой субботы выходили заламывать вербу. В народе так и сложилась поговорка: «Святой Лазарь за вербой лазил». Молодежь в эту пору также собирала по деревне продукты, вскладчину ставила брагу, пекла рыбные пироги, варила кашу, жарила постные блины. В полночь под веселое пение парни и девушки ходили по деревне, останавливаясь у ворот тех домов, где жили новобрачные, вызывая молодую жену, дабы отхлестать вербой «для здоровья».

Хозяйки в этот день выпекали печенья в форме вербных почек по числу членов семьи, которые носили в храм для освящения. В одно из печений закладывали монетку. Тот, кому оно попадется, весь год будет удачлив и здоров, девушкам же это сулило предстоящее замужество.

ПРАЗДНИЧНЫЕ БАЗАРЫ

В городах накануне праздника Входа Господня в Иерусалим шумели вербные базары. Основными товарами на них были вербные ветви и искусственные цветы. Умельцы составляли композиции из вербы и цветов, украшали их яркими лентами. Поэтому в некоторых местностях Вербное воскресенье иначе называли Цветным. Вербные букеты могла дополнять фигурка ангелочка. Его называли «вербным херувимом».

В центре торгов всегда была детвора. Для детей, олицетворяющих собой весну жизни, самое ее начало, на вербных базарах предлагалось большое количество игрушек, нарядов и сластей.

ВЕРБОХЛЕСТ

Главный обычай праздника Входа Господня в Иерусалим - освящение вербы. Ее ветви освящались святой водой дважды: вечером Лазаревой субботы и утром Вербного воскресенья. Освященные ветви крестьяне несли домой, а по приходе устраивали вербохлест. Друг друга и всех тех, кто по уважительной причине не ходил в храм, слегка хлестали вербой, приговаривая: «Вербохлест, бей до слез! Бью не я - бьет верба моя!» По поверьям, такой обряд прибавлял здоровья домочадцам. Больше всего «доставалось», конечно же, детям.

ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА

Крестьяне вообще верили в целительную силу вербы. Удар веткой вербы, по поверьям, передавал молодухе здоровье и плодородие. Почки вербы рекомендовалось есть бесплодным женщинам. Ветки освященной вербы опускали в воду, в которой после купали захворавших детей. Девять почек или сережек съедали при лихорадке.

В праздник пекли специальные хлебцы, в которые закладывали почки вербы. Их ела вся семья - для здоровья, а также по одной штуке давали скоту - от дурного глаза. Почки и сережки освященной вербы добавляли в кашу, которой кормили больных. После этого, как примечали, они шли на поправку.


Елена АРТЕМОВА

Тайны ХХ века №15 (апрель 2013)