Весенние праздники наших дней

Среди весенних народных праздников важное место продолжает занимать Егорьев день. Во многих частных хозяйствах содержат коров, овец, коней и соблюдают многие животноводческие обряды этого праздника. Именно в Егорьев день, как и в старину, стараются в первый раз выпустить домашний скот на пастбище, при этом производят несколько магических действий: кормят хлебом, прогоняют животных через металлические предметы, бросают вслед заранее заготовленные вички (ветки) вербы и т.п. Как говорят, «в Егорьев день коровушка — именинница. Угощаю ее, напеку шанег или хлебушком угощаю коровушек».

В наши дни жители Пинежского и Мезенского районов продолжают отмечать свой местный праздник Встречи лета (14 мая). По давней традиции в этот день здесь зажигают большие костры. В каждой деревне молодежь заранее подготавливает дрова для костров, располагая их на высоких, видных отовсюду местах (на угоре), старается, чтобы пламя было ярче, а дым гуще. Костер должен быть виден в других деревнях: «Пусть знают соседи, что мы живы и не лыком шиты». Взрослые нередко приносят ненужные, отжившие свой век вещи, чтобы сжечь их в этом костре. Дети мажут друг друга сажей. В д. Ваймуша рядом с огнем проносят икону, а потом одетые в традиционные костюмы женщины, девушки, девочки водят змейкой хороводы, вовлекая в них зрителей. Для детворы организуют много игр: они бросают в цель метлы, ходят на ходулях, раскалывают чурки, перетягивают канат. Молодежь устраивает ночные дискотеки вокруг костров.

Еще в советское время сложилась традиция отмечать праздник Троицы на кладбище. В наши дни многие сельчане Коношского, Ус-тьянского районов убеждены, что на Троицу это положено делать. Местные священники относятся с пониманием, говоря, что, пока традиция жива, с ней надо считаться. Например, жители пос. Синики Устьянского района и близлежащих деревень с утра собираются на кладбище и обязательно с гармонистом. Многие приносят с собой спиртное, конфеты, хлеб. После первого поминовения у могилы просят гармониста сыграть. Находящиеся рядом женщины поют, чаще всего исполняют рекрутские частушки или поминальные «писенки». К полудню на кладбище уже никого нет, и гулянье продолжается по домам7.

На Троицу принято украшать зеленью березки дом. Обряды Завивание березки, кумление девушек и их общая трапеза на Троицу, столь распространенные в среднерусских и южных областях не характерны для Архангельского Севера. Однако современным жителям края хорошо знакомы термин кумиться, пушение и его значение. Девушки употребляют его по сей день. «Мы с подружкой покумились, давай покумимся...» — так говорят о своеобразной игре — отголоске обряда, в котором четко осознается значение не просто дружбы, а более крепкой и мистической связи.

Традиция почитания святых Антония Сийского, Иоанна Кронштадского (Сурского), Кирилла и Артемия Веркольских на Архангельском Севере не прерывалась в советское время, продолжается она и в наши дни. В Шенкурском районе отмечают память преподобного Варлаамия.

2 июня празднуют Варлаамьев день, ходят в часовню, дают обеты. В Котласском районе Архангельской области и сейчас отмечают праздник в честь местночтимой иконы Божьей матери на Туровце, бытуют здесь и рассказы о чудесных исцелениях. В Пинежском районе в с. Сура сохранилось почитание Святой, или Девятой, Пятницы (по Пасхе).