Витражи

Витражи являются одним из оригинальных и изысканных способов оформления интерьера.
Это удивительный свет, проходящий сквозь цветное стекло, интересные сюжеты или рисунок, гармонично вписывающийся во внутреннее убранство дома. Витражи используются в оконных и дверных стеклах, перегородках, потолках.

Витражное искусство существует с древних времен. Приблизительную дату рождения относят к IV-IX вв. Хотя, в литературных памятниках есть упоминания о витражах, созданных еще в эллинском Египте в IV-III в. до н.э.

Дословный перевод слова «vitrage» с французского означает «застекление».

В готических и романских соборах витражи играли роль сюжетных картин на религиозные и бытовые темы и располагались в высоких стрельчатых окнах, высота которых достигала 12 метров.
Витражные окна часто составляли ансамбль из трех окон, символизирующих Святую Троицу.
Другой вид соборного окна – так называемая «роза», имеющая круглую форму с очертаниями цветка. Окно чаще всего располагалось в центральной части собора.

Окно-роза Собора Парижской Богоматери представляет собой пример средневекового витражного искусства. Большая часть витражей собора выполнена в середине XIX века, хотя начало строительства собора было положено в 1163 и продолжалось около 200 лет. Главный витраж сохранился от Средних веков и составляет около 10 метров в диаметре. В центре изображена Богоматерь, а вокруг – сельские сезонные работы, а также знаки зодиака и изображение достоинств и грехов человека. Две другие боковые розы - южная и северная - достигают 13 метров в диаметре. Сюжеты витражей содержат ветхозаветные библейские мотивы.

Появлением витражей в России считается XII столетие, однако характерным предметом украшения русских домов витражи не являлись. Иностранец, заехавший в купеческий двор, мог принять за витражи слюдяные оконницы. Слюда на Руси использовалась для выполнения окон с древних времен. Это многослойный минерал, который при расщеплении давал полупрозрачные пластины. Окна состояли из множества сегментов, сшитых между собой внахлест. Для сокрытия швов использовались металлические переплетения. Таким образом, слюдяные окна имели узорчатый вид, что придавало им сходство с европейскими витражами. Оконницы расписывали вручную, в том числе и для того, чтобы всякий проходящий мимо дома не мог заглянуть внутрь. Стекло, как материал для окон, стало вытеснять слюду только в XVIII веке. И только в 20х годах XIX века, на фоне увлечений рыцарским романом, витражное искусство вошло в моду.
Витражи называли «готическими стеклами». В России не было настоящих мастеров витражного дела, им приходилось осваивать его самим. Из Европы было разрешено привозить только образцы XV-XVII вв. Так, в Царском Селе, в здании Арсенала, были вставлены средневековые немецкие и швейцарские витражи.

Технология изготовления витражей. Классический витраж.

Работа мастера начинается с эскиза. Для классического витража характерна геометрическая форма деталей. Если, к примеру, это бабочка, то крылья ее будут состоять из нескольких геометрических фигур, выполненных из разноцветного стекла.
Выполнив эскиз, художник делает настоящий рисунок на картоне с проработанными размерами и цветами. Рисунок вырезается по частям, каждая из которых соответствует части будущего витража. Картонные лекала переводятся на стекло для последующего вырезания деталей из стекла. Каждая часть витражной композиции спаивается металлическим (обычно свинцовым или латунным) профилем. Далее витраж облуживают, панируют и обтягивают боковые стороны металлической лентой.

Технология «Тиффани».

Эта техника носит имя своего создателя – Луиса Комфорта Тиффани. Технология «Тиффани», в отличие от классической, позволяет сделать линии рисунка более изящными и тонкими. При обработке краев стеклышек используется медная фольга с самоклеющимся краем, которая ровно накладывается на края деталей, а затем эти края запаивают между собой. Другим достоинством данного способа является его более высокая экологичность, чем при использовании свинцовых материалов.

Технология «Фьюзинг».

Бесшовная технология создания витражей. Слово «фьюзинг» в переводе с английского означает «плавление». Для скрепления деталей не используется фольга или металлический профиль.
Запаивание стекла происходит путем нагревания в печи при температуре 800 градусов.
Рисунок выполняется на прозрачном стекле, на которое обычно наносится несколько заготовленных слоев, а также стеклянная крошка.
Чтобы придать изделию нужный объем, существуют специальные формы для «запекания» витражного стекла. После вынимания из печи формы, на изделие, пока оно горячее, наносится задуманный рельеф. Эта технология называется кастингом.

Расписные витражи - довольно трудоемкий способ декорирования стекла. Рисунок наносится специальными красками и закрепляется обжигом. Искусные мастера витражного дела умело сочетают различные техники создания витражного стекла, что позволяет достичь уникальных результатов.

В наши дни распространены также экспресс-технологии создания витражей. Это более простые способы облагородить интерьер (например, пленочный витраж, лаковый витраж). Такие витражи доступнее в цене. Для нанесения рисунка используются пленочные материалы и лак. Они довольно красивы и красочны, но по сравнению с классическими витражами, менее долговечны.

Применение витражных технологий обработки стекла довольно широко. Помимо окон, дверей и перегородок, это и витражные потолки, панно, светильники и различные аксессуары.
Витражи призваны притягивать взгляды, жонглировать цветами и образами, созданными руками умелых мастеров.