Возможные подводные камни обучения сотрудников

С какими же подводными камнями может столкнуться руководитель, приступая к обучению? Первая ловушка — вера в то, что работа достаточно легка, и поэтому можно очень быстро ее усвоить. Помните, что легко для вас, может быть очень сложным для других, когда они пытаются это сделать в первый раз. В начале лучше объяснять все очень подробно, чем потом рассказывать несколько раз. Ваши новые работники могут стесняться переспросить вас или не будут спрашивать о деталях, чтобы не показаться некомпетентными. Помните также, что в некоторых культурах просить босса повторить что-либо неприлично, и работники будут опасаться, что босс воспримет просьбу повторить как оскорбление. Поэтому вашим первым правилом должно стать терпение. Несколько раз проверьте, на самом ли деле ваши инструкции понятны.

Вторая ловушка — обилие информации за короткий промежуток времени. Большинство людей способно удержать в памяти всего три ступени или инструкции одновременно. Убедитесь, что эти три ступени хорошо запомнились, прежде чем переходить к следующим трем. Снизить напряжение можно дружелюбием и спокойствием. Если люди ошибаются, не говорите: «Ну я же только что показал, как это делается!» Скажите лучше: «В начале легко ошибаться. Не волнуйтесь, давайте повторим еще раз». Помните, что обучение — это очень утомительный процесс, и даже если вы не устали от преподавания, ваши ученики могут быть вымотаны усилиями приобрести новый навык или знание, к тому же они еще не привыкли к новому месту. Во время обучения вы должны подумать и об отдыхе.

И, наконец, третья ловушка — это неспособность подбодрить обучаемых. Работа может казаться простой и монотонной вам лично, но для обучаемых она необычна и трудна. Вы должны постоянно поощрять их, всем своим видом показывать, что вы их поддерживаете.

Обучая новых подчиненных, вы строите будущее собственного отдела. Хотя некоторые руководители не любят эту часть своих обязанностей, она чрезвычайно важна, и ей нужно уделять большое внимание.

Кто был первыми учителями ваших подчиненных? Их родители. То есть, в некотором роде, вам нужно на время принять на себя роль родителя. Эта роль может создавать очень теплые, положительные чувства между вами и подчиненным. Но так бывает не всегда — некоторые люди не терпят зависимости от других.

Если вы человек в возрасте и обучаете более молодых работников, вам, может быть, придется столкнуться с их самоуверенностью и отказом прислушиваться к вашим советам, особенно, если им недавно удалось приобрести собственную независимость. Если же вы молоды и обучаете более старшего- сотрудника, он может не воспринимать ваши инструкции, потому что это, на его взгляд, неестественное распределение ролей. Если руководитель — женщина, мужчинам может быть сложно воспринимать ее главенство, потому что они привыкли видеть ее в положении подчиненного. Если вы видите, что проблема имеет расовые, культурные, этнические или половые корни, поговорите с обучаемыми и расспросите об их ощущениях. Можно прямо сказать им, что вы знаете, что для них это новая работа и вполне естественно, что они побаиваются, но вы надеетесь, что они сумеют приспособиться к ситуации.

Большинство людей предпочитают, чтобы их обучал человек похожий на них, и большинство предпочитают обучать себе подобных. Предсказуемость поведения, общие интересы и схожие системы ценностей создают более комфортную обстановку. Если вы не знакомы с культурой другого человека и не понимаете ее, вам будет труднее обучать и учиться. Единственный путь преодолеть это различие — поговорить с людьми о том, каким образом им легче всего учиться и что они считают наиболее важным в этом процессе, и тем самым вы сможете лучше понять точки соприкосновения с Вашей культурой.