ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФЭН-ШУЙ

В основе учения фэн-шуй лежит принцип овладения позитивной, творящей, помогающей энергией и отвержения негативной энергии, препятствующей осуществлению жизненных планов.

Эта книга представляет фэн-шуй как совершенно новое учение о жизни. В основе наших изысканий — попытка соединить (возникшее около 6 тысяч лет назад) китайское учение о гармонии жилища с западными — психологическими и мировоззренческими — аспектами его восприятия.

На многочисленных примерах авторы стремятся показать эту связь, рассказать, как можно творчески осмыслить ее и как, наконец, в результате возникает совершенно новое решение старых проблем.

Кроме того, в книге содержатся психологические соображения, которые можно использовать при планировке квартиры или ее покупке. Книга рассказывает, почему, осознанно или неосознанно, мы все равно ищем ту квартиру, которая больше соответствует нашему внутреннему содержанию и нашим духовным потребностям.

Около 3000 лет до Рождества Христова (с конца XIV в. до н. э.) поселились первые китайцы по течениям рек Хуанхэ и Янцзы.

В это время человек чувствовал себя беспомощным перед окружающим миром. В своем стремлении познать природу и найти объяснения всему, что они видят, люди стали наблюдать за небом и землей.

Самая высшая видимая точка, солнце, стала почитаться как Бог. Свои жилища люди строили в горах, инстинктивно используя их как естественную защиту, с выходом на юг, чтобы спасти себя от холодного северного ветра и использовать в своих целях теплый южный ветер.

Реки вначале были нужны человеку только для поиска пропитания, но потом все чаще и чаще их стали использовать как средство передвижения. Уже во время первой династии (XVI—XI вв. до н. э.) древние китайцы строили корабли, позволявшие осваивать далекие берега рек.

Большое влияние приобрел культ предков, который как важнейший элемент народных верований зародился еще в самые древние времена и стал основой конфуцианства (китайский мыслитель Конфуций родился в небольшом княжестве Лу в 551 г. до н. э.).

Древний китайский культ предков базируется на представлении, что человек имеет две души: одна для тела — «по» и другая, высшая, — для духа — «хун». Обе души покидают тело после смерти и позднее действуют в мире теней или на небе. Чтобы эти души не разошлись, для погребения выбирают место, подходящее по всем правилам природы. В гроб умершим кладут предметы обихода; во время похорон приносят жертвы. Оставшиеся потомки своими постоянными молитвами пытаются задобрить души предков, так как испытывают перед ними безграничный страх и считают, что счастье, богатство и здоровье живущих зависят прежде всего от них.

Генетические корни фэн-шуй вырастают из этого суеверного почитания духов предков, следы которого можно без особого труда найти в произведениях древних китайских мудрецов — инстинктивных провозвестников общей системы фэн-шуй в Китае.

Во времена династии Цин (221—206 гг. до н. э.) в империи пришел к власти новый могущественный предводитель: первый император Цинь Ши-хуанди. Он впервые создал единую могущественную державу на китайской земле. Гигантской Великой Китайской стеной он оградил великую империю с севера. Кроме того, это время отмечено началом новых построек, которые потом станут национальными символами, частью самого ландшафта Китая.

Цари династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) правили уже в едином сильном государстве с разветвленным чиновничьим аппаратом, которому было подчинено около 60 млн. жителей тогдашнего Китая.

В царствование императора У-ди (140— 87 гг. до н. э.) учение Конфуция стало государственной доктриной, тогдашней идеологией страны. Китай получает название Срединной империи. Подобное самоопределение было вызвано тем, что китайцы открыли европейцев гораздо раньше, чем европейцы Китай. В это время фэн-шуй становится еще более популярным, и все чаще возникают дискуссии — что есть фэн-шуй — суеверие или учение? Тогда же формируются многие обозначения в фэн-шуй, и среди них одно из самых старейших обозначений — «кан ю» (кан — «небо» или «вверху» и ю — «земля» или «внизу»).

В конце правления династии Хань под ударами внутренних неурядиц империя разделилась на три самостоятельных княжества — Вэй, Шу и У. Каждое из них получило свою карту фэн-шуй.

Фэн-шуй не теряло популярности и во время династии Цзинь (265—316 гг. н. э.). Тогда ученый Го Пу написал первый трактат о фэн-шуй, книгу о выборе мест захоронения предков («Цианшу»); именно поэтому многие до сих пор считают его родоначальником литературы о фэн-шуй. Во время правления династии Тан (618—907 гг. н. э.) блестящее развитие получили культура и искусство Китая. Музыка, поэзия, танцы, мода вошли в жизнь людей, сделались ее неотъемлемыми ценностями. Женщины и мужчины стали уделять больше внимания своей одежде, уходу за кожей тела и лица. Параллельно развивалась и бытовая культура: появился первый жилищный дизайн. Фэн-шуй превратился в очень авторитетное учение, хотя одновременно появились и движения, отрицавшие его правильность. Знатоками фэн-шуй той поры становились священники и служащие правительства. Именно в эту эпоху появляется много книг, посвященных данному учению.

Во время правления династии Сун (960— 1279 гг. н. э.) по всему Китаю начала распространяться торговля. Китайская техника в этот период была самой прогрессивной в мире.

Около 1210 г. монгольский завоеватель Чингисхан (ок. 1155—1227 гг.) начал завоевание Китая. Он осторожно продвигался с севера, обдумывая каждый свой шаг, занял Пекин и другие крупные центры, чьи губернаторы стали в правительстве Чингисхана важными сановниками и советниками.

Внук Чингисхана, хан Хубилай, стал править в Китае как император (1271—1295 гг.) и вновь объединил страну. Росла новая столица Пекин с широкими улицами, на которых расположились торговые лавки. Был разрешен въезд в страну для иностранных туристов, путешественников, торговцев, и они стали здесь частыми гостями. Во время монгольского владычества китайцы не могли занимать важные государственные должности; китайский язык в это время был лишь вторым государственным языком после монгольского.

В 1368 г. к власти пришел один из руководителей народного восстания — Чжу Юань-чжан, основавший династию Мин (1368—1644 гг.), (название которой переводится как «светлая» или «лучистая»). Во время своего правления он показал себя как жестокий деспот. При нем получил распространение всеобъемлющий контроль за населением со стороны государственных чиновников, а когда в их рядах начала процветать коррупция, то для ее прекращения он многих казнил. В поистине противоречивом правлении династии Мин причудливо переплетались темные и светлые стороны. В этот период в Китае процветает ремесло, в частности, возникает известная впоследствии по всему миру фарфоровая мануфактура. Во время правления династии Мин в Пекине был построен Запретный город, в котором с 1406 по 1911 г. проживали только представители императорской фамилии.

В 1644 г. Пекин с севера подвергся нападениям восставших, которые страдали от голода. Чтобы не попасть в их руки, последний император из династии Мин повесился.

Царский двор интересовался фэн-шуй, воспринимал это учение серьезно и пытался жить по его рекомендациям. История китайской духовной культуры не может быть оторвана от истории государства, и все противоречия, которые пережил в своем развитии Китай во второй половине XVIII—XX вв., отразились и на судьбе фэн-шуй.

В 1730—1830 гг. в течение столетия число жителей Китая удвоилось и составило 400 млн. человек, что вызвало большие проблемы с поиском продовольствия. В последующие десятилетия (1840—1912 гг.) четыре большие войны и целый ряд революций ослабили империю. В то же время в Китае господствовала жесточайшая цензура, и многие простые граждане и государственные служащие настороженно и с недоверием принимали новые идеи. Китай все больше отставал в своем развитии. Длившаяся 20 лет гражданская война привела к власти коммунистов во главе с Мао Цзэду-ном, в 1935 г. все антикоммунистические силы были разбиты.

1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика. Мао, стоявший во главе правительства и всего государства, опять отдал крестьянам землю, за которую они так боролись.

Его учение было канонизировано и опубликовано многомиллионными тиражами, получив название «Библия Мао». Конфуцианство было заменено новой государственной доктриной — маоизмом. В мае 1966 г. Мао из страха перед либеральным курсом своего преемника Дэн Сяо Пина начал культурную революцию. «Красные охранники», хунвэй-бины, состоящие прежде всего из левой экстремистски настроенной молодежи, должны были обновить государственный аппарат. Началось время террора, массовых арестов. «Правительство денег» Дэн Сяо Пина было полностью заменено. Мао настроил армию против духовенства. В дальнейшем политическая концепция Мао перестала пользоваться поддержкой, в 1959 г. он ушел в отставку, оставаясь руководителем партии. Умер Мао Цзэдун в 1978 г. Полностью реабилитированный Дэн Сяо Пин начал демаоизацию. Его политическая концепция гласила: жесткая линия во внутренней политике и невиданная до этого свобода в экономическом развитии Китая.

И все же Мао стал для китайской молодежи символом протеста против капиталистического менталитета. Место его рождения и Мавзолей на площади Тяньаньмынь, на которой 3 и 4 июня 1989 г. на глазах у всего мира была расстреляна мирная студенческая демонстрация, превращаются в места паломничества. Коммунистическая партия Китая, напротив, поддерживает личный культ Дэн Сяо Пина и пытается внедрить идеологию конфуцианства. Место рождения Конфуция — город Цюйфу — находится под государственной защитой как памятник культуры; исследовательское общество и Фонд Конфуция многое делают для исследования этого учения.

Естественно, коммунистические советники и правительство не верили в фэн-шуй, но действовали соответственно этому учению только для того, чтобы увереннее себя чувствовать. Хотя во время культурной революции учение фэн-шуй было запрещено, мы можем заметить его следы в повседневной жизни китайцев, в любой ее мелочи.

От разрухи, войн и революций прежде всего страдало простое население. Оно искало защиту в своих старых представлениях и традициях, прежде всего в народной религии, культе предков с его суевериями и почитанием различных богов. В современных условиях эти старинные обычаи получили и новую жизнь, и новое воплощение. Места погребения становились все больше и величественнее. Стали распространяться «браки умерших», при которых для мертвых детей искали мертвых родителей, чтобы похоронить их вместе. За мертвую дочь платили 1000 юаней (200 DM). В некоторых областях страны шаманы стали заменять врачей.

Несмотря на запрещение, многие известные профессора поддерживали это учение, читали лекции о фэн-шуй, проводили серьезные исследования. В Пекине на короткое время был открыт первый музей фэн-шуй.

Тем временем многое из учения фэн-шуй проникло в Гонконг и Тайвань. Это означало, что ни один китаец не станет покупать или снимать квартиру, дом или магазин, не посоветовавшись со специалистами по фэн-шуй. Даже процветающие европейские архитекторы, если они хотят купить или построить в Китае дом или магазин, должны сделать это по правилам фэн-шуй, чтобы не навлечь на себя недовольство со стороны населения.

В заключение еще две маленькие истории новейшего времени на тему о фэн-шуй, которые произошли в Гонконге.

В 70-е годы в Гонконге советники по фэн-шуй в течение многих месяцев были заняты тем, что искали место для нового кладбища. Самое подходящее место они нашли на маленьком острове в небольшой бухте. Оно было выбрано в соответствии с правилами фэн-шуй, хотя для жителей проезд туда был очень долгим и неудобным.

В Гонконге местный архитектор построил по всем нормам фэн-шуй здание Китайского банка. Сооружение имело форму острого угла, направленного на правительственное здание посольства. Во время народных волнений именно эта пристройка дала возможность послу защититься от нападения враждебно настроенной толпы.