Второе. ГОВОРИТЕ С ИСКРЕННЕЙ. ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬЮ В ТЕМЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Не только те темы, право говорить о которых мы с вами заслужили, могут вызвать наш искренний интерес. Например, как взрослый человек я могу вполне квалифицированно рассуждать о мытье посуды. Но вряд ли я сам или кто-нибудь другой будет сильно заинтересован в подобном выступлении. Лучше всего было бы оставить эту тему. Но тем не менее я сам слышал, как домохозяйки домоправительницы, если быть более точным, — с увлечением беседовали именно о мытье посуды. Они выражали праведный гнев на то, что на их плечи свалилось это проклятие небес, а иногда делились собственными способами справляться с этой трудной задачей. И их заинтересованность была неподдельной. А что же в результате? В результате они могли вполне эффективно говорить на столь прозаическую тему, как мытье посуды.

Есть простой вопрос, ответ на который поможет вам определить приемлемость темы, в которой вы чувствуете себя ;специалистом, для аудитории. Если кто-нибудь встанет и открыто оспорит вашу точку зрения, сможете ли вы убежденно и страстно отстаивать свои взгляды? Если да, то вы сделали правильный выбор.

Не так давно я просматривал свои записи, сделанные в 1926 году, после моего посещения седьмой сессии Лиги Наций в Женеве, Швейцария. Приведу одну выдержку. «После трех или четырех смертельно занудливых ораторов, читавших свои речи по бумажке, на трибуну вышел сэр Джордж Фостер из Канады. С удовлетворением я отметил, что у него в руках нет бумаг и записей. Он постоянно жестикулировал. Он говорил сердцем. Чувствовалось, что он искренне верит в то, о чем говорит. То, что он искренне старался обратить людей, собравшихся на берегах Женевского озера, в свою веру, не вызывало сомнений. Его выступление прекрасно подтверждало мою собственную точку зрения, которую я проводил на своих семинарах».

Я часто вспоминаю это выступление сэра Джорджа. Он был искренен, он говорил страстно. Только правильный выбор темы — темы, глубоко прочувствованной и жизненно важной для выступающего, — позволяет оратору добиться подобной искренности. Епископ Фултон Дж. Шин, один из выдающихся ораторов Америки, усвоил это урок очень рано.

«Меня выбрали для участия в школьных дебатах, — пишет он в своей книге «Жизнь достойна того, чтобы жить». — Вечером накануне дебатов меня пригласил к себе наш профессор риторики, чтобы убедиться в моих знаниях.

«Ты совершенно не способен говорить. В истории нашего колледжа еще не было более косноязычного студента», — сказал он мне.

«Ну, хорошо, — согласился я. — Но если я настолько косноязычен, почему вы выбрали меня для этих дебатов?»

«Потому, — ответил профессор, — что ты умеешь думать, а не потому, что ты можешь говорить. Встань в угол. Прочитай абзац из твоей речи и проанализируй его».

Я целый час повторял один и тот же параграф из своей речи. Наконец профессор спросил меня, вижу ли я в нем какие-нибудь ошибки. Я ответил, что нет. Тогда он заставил меня читать этот абзац снова и снова — час, два, три. Наконец силы оставили меня. Профессор спросил: «Ты все еще не понимаешь, в чем твоя ошибка?»

Через три часа я стал соображать гораздо лучше. И я ответил: «Я понимаю. Я не искренен, Я копирую кого-то другого. Я не говорю так, как обычно».

В этот момент епископ Шин усвоил урок, который служил ему верой и правдой всю его жизнь. Он всегда вкладывал всего себя в свои проповеди. Он был искренне заинтересован в том, о чем говорил. И его школьный профессор понял это. Только тогда он разрешил ему принимать участие в дебатах.

Когда участник моего семинара говорит: «Я не могу говорить страстно ни о чем. Моя жизнь удивительно скучна и однообразна», — наши преподаватели обычно спрашивают его о том, чем он занимается в свободное время. Кто-то ходит в кино, кто-то в боулинг, а некоторые выращивают розы. Один человек сказал преподавателю, что он коллекционирует спичечные коробки. Преподаватель стал расспрашивать о его необычном хобби, и постепенно человек воодушевился. Очень скоро он уже оживленно жестикулировал, описывая шкафы, в которых он хранит свою коллекцию. Он рассказал, что у него есть спички практически со всех концов света. И когда он достиг Наивысшего возбуждения, преподаватель остановил его и сказал: «Почему же вы сразу не рассказали нам о своем увлечении? Мне это показалось очень увлекательным». Мужчина ответил, что не подумал, что его спички могут кого-нибудь заинтересовать. Этот человек провел долгие годы, собирая свою коллекцию и относясь к ней со всей страстью завзятого коллекционера, но тем не менее он почему-то не счел эту тему интересной для разговора. Преподаватель убедил его в том, что единственный способ оценить степень интереса аудитории к обсуждаемому вопросу — это проанализировать свой собственный интерес к ней. Этим вечером тот человек говорил с подлинной страстью коллекционера, и позже я узнал, что он стал весьма популярным оратором. Он выступал в различных клубах и рассказывал о коллекционировании спичечных коробков.

Этот пример привел нас прямо к третьему основному правилу, которому должны следовать те, кто хочет быстро и легко овладеть навыками эффективного общения и публичных выступлений.