Вызов

Говоря языком психологии, сейчас мы проведем ряд «припоминаний». Мы будем, во-первых, воспроизводить само событие, и, во-вторых, его результат. Вы можете вспомнить, как упали в детстве (событие), а затем — как вас поднимала мать (результат); вы можете вспомнить, как вас укусила собака, после чего вы закричали; или вы нарисовали картину, а учительница сказала, что она очень хороша.

Воспоминания «пролетают» быстро. Может быть, вы вспомните первую пойманную бабочку, вкус мороженого, свой первый велосипед. Но когда такие воспоминания обрастают последствиями, они становятся историей жизни. Именно эти последствия, то есть связь между событием и результатом, делают наши воспоминания полезными. Они становятся небольшими сюжетами, к которым мы возвращаемся в дальнейшей жизни. Когда мы чувствуем опасность, то вспоминаем историю о том, как падали в детстве. Когда возникает страх остаться в одиночестве, мы вспоминаем историю и сопутствующий страх момента, когда нас укусила собака.

Упражнение, которое мы будем сейчас выполнять, направлено на то, чтобы выявить в вашей жизни такие важные случаи и истории. Мои вопросы помогут вам в этом. Я сгруппировал их по возрастным отрезкам, чтобы ответы легче было запомнить, но имейте в виду, что ключевые моменты жизни никак не связаны с возрастом: такие ситуации определяют наши отношения с окружающим миром независимо от того, в каком возрасте они имели место.

Для того, чтобы это упражнение принесло пользу, от вас потребуется вспомнить в мельчайших подробностях все необходимые события. Характерные особенности, факты, обстоятельства и эмоции должны быть описаны очень точно, чтобы вы могли получить исчерпывающую информацию. Например, я буду спрашивать вас о физических аспектах события: где вы находились в тот момент; какой запах или вкус ощущали; каково было положение ваших рук; каким было дыхание и т. д. Я также попрошу вас вспомнить эмоциональное и психическое состояние, которое вы в тот момент переживали.

Поэтому приготовьтесь к вопросам типа: «Какие эмоции или смена эмоций владели вами в тот момент?», «Вами владело смущение или целеустремленность, когда это произошло?», «Вы чувствовали себя, как будто сейчас умрете?», «Вы были как в тумане или при ясном рассудке?», «Вы испытывали любовь или ненависть?».

Не расстраивайтесь, если не сможете вспомнить определяющие моменты для каждого возраста. Они случаются с человеком в самое разное время, часто в течение небольшого временного промежутка, в зависимости от обстоятельств жизни и наших занятий в эти периоды. Вас не должно ограничивать то короткое описание, которым я предваряю каждый раздел. Я просто хочу направить и стимулировать поток ваших мыслей с целью обобщить наблюдение по каждому разделу. Мои наблюдения могут и не соответствовать конкретно вашему жизненному опыту.

Для выполнения этого упражнения вам необходимо завести что-то вроде дневника достаточно большого размера, который останется ПОЛНОСТЬЮ КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫМ и будет предназначаться ТОЛЬКО ДЛЯ ВАШЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ.

Во время выполнения этой работы вам не обязательно отвечать на вопросы сразу, «за один присест». Это можно делать постепенно, для каждой возрастной группы отдельно. Однако мои вопросы потребуют вашей стопроцентной концентрации и полной сосредоточенности. Найдите уединенное место, где вам никто не помешает, устройтесь там удобно, чтобы ничто вас не отвлекало. Другими словами, выключите, наконец, этот чертов телевизор и отправьте детей спать или погулять во двор.