Последние исследования в области природы мышления и взаимодействия мозга и разума привели к новым научным открытиям, которые, похоже, устранили сомнения по поводу существования энергетических полей, особенно связанных с разумом и мышлением.

Карл Прибрам, ученый из Стэнфордского университета, в 1946 г. приступил к изучению взаимодействия мозга и разума в Йеркской лаборатории первичной биологии, где работал Карл Лэшли, физиопсихолог. Лэшли отрезал кусочки крысиного мозга, пытаясь обнаружить какую-либо взаимосвязь между запомнившимися образами и памятью, то есть остаточную возбудимость тех или иных частей коры мозга. Однако эти ручные крысы, несмотря ни на что, выполняли его задачи, даже когда удалялась большая часть их головного мозга. Тогда Лэшли выдвинул нетрадиционное мнение, что память каким-то образом распределяется по всему мозгу. Это всколыхнуло наболевший вопрос: каким образом нематериальное сознание кодируется в материальном мозге? Является ли разум по отношению к материальному мозгу чем-то внешним, нематериальным и духовным?

Во второй половине 60-х годов XX в. ученые приняли голографическую модель мозга, предложенную Прибрамом. Прибрам предположил, что мозг накапливает информацию в виде математического шифра, похожего на тот, что используется в голографии, изобретенной Дэннисом Табором в 1947 г.



В отличие от обычной фотографии, на которой получается двухмерное изображение объекта, на голограмме светом создается трехмерное изображение почти как в жизни. Шифрованная запись, остающаяся на пленке, никоим образом не похожа на зрительный образ, скорее это запись каких-то волн, распространяемых объектом.

Представьте себе, что одновременно бросаете в пруд два камня и тотчас же замораживаете поверхность. Замороженные очертания перехлестывающихся волн описывают процесс прохождения камней в определенный момент времени. Так же работает и голограмма. Луч световой энергии, в большинстве случаев лазерный, расщепляется надвое, одна часть, являясь контрольным лучом, идет прямо к голографической пластине, вторая — сначала отражается от объекта и только потом фотографируется. Оба луча сталкиваются на пластине, где остается результат столкновения передних фронтов двух пересекающихся волн: первоначальной, ненарушенной контрольной волны и ее волны-близнеца, которая была «нарушена» очертаниями объекта. Это «нарушение» и записывает голограмма, хотя на самой пластине на первый взгляд все, что есть —

только бессмысленные завихрения светлого и темного. Но при просвечивании через пластину воспроизводящим лучом получается трехмерное изображение, как будто на голографической пластине передний фронт волны объекта моментально замораживается, пока этот луч не высвобождает его, чтобы тот продолжил свой путь к человеческому глазу.

Теория Прибрама, что память и образы накапливаются в мозге, выросла на идее подобия с этим процессом. Прибрам предположил, что в момент повторного вызова какого-то отдельного объекта из памяти, мы используем специальный «воспроизводящий луч», чтобы спроецировать его образ, хранящийся в памяти в зашифрованном виде. Он обращал внимание и еще на одно свойство голограммы: записывающийся на ней передний фронт волны в каждый момент записи охватывает целиком всю поверхность объекта, уже в следующий момент повторяя все сначала. Если уронить и разбить голограмму, сохранив только кусочек голографической пластины, ее все равно будет достаточно для воспроизведения полного изображения. Прибрам догадывался, что «разбросанный», частично утраченный шифр мозга похожим путем позволяет памяти оживлять даже значительно поврежденные образы. Он предположил, что называемое нами разумом может храниться в материальном мозге в виде некой призрачной разновидности голограммы, расположенной везде и в то же время нигде.

В одном из интервью 1982 г. Прибрама спросили, может ли разум быть частью некоего единого целого, единого поля. Он ответил: «Мир — это не голограмма. Голографично всего лишь одно из его проявлений, один из его порядков. Но голографический мир холистичен не в геш-тальтовском смысле этого слова. По гештальт-теории целое выше совокупности своих частей и отличается от нее, тогда как в голограмме каждая часть распределена по целому, и целое определяется своими частями.

Дэвид Бом (профессор -теоретической физики Биркбек-колледжа в Лондоне, автор «Целостности и привнесенного порядка») развил эту же самую идею, отталкиваясь от квантовой физики, и это привело к научному пониманию духовных аспектов жизненного опыта человека. Впервые за триста лет наука допустила в свои исследования духовные ценности» .

* Холизм — философское учение, рассматривающее мир как иерархию «целостиостей», как духовную структуру.— Прим. пер.