Являетесь ли вы «менеджером-локомотивом»?

Управлять — значит «давать ездить» другим, двигать что-либо или кого-либо от одной точки к другой. Причем в качестве этого «кого-либо» может выступать и отара овец, которую перегоняют с одного пастбища на другое. Пример, конечно, условный, но не случайный. Есть руководители, управляющие людьми, методами, приемлемыми для отары овец: гонят людей перед собой, понуждают их угрозами и окриками и пользуются услугами преданных и специально «натасканных собак» (в переносном, конечно, смысле).

Эти «погонялы» следят, чтобы ни одна «овца» не выбивалась из общих рядов или не отставала. Эффективность подобного стиля управления на первый взгляд достаточно велика — цель достигается быстро. Тот факт, что в нашем сознании «хороший пастух» ассоциируется с чем-то патриархально добрым, способствует тому, что соответствующий метод до сих пор так любим нашими «руководителями». И не только ими, а по существу всеми, претендующими на абсолютное знание того, что для «овец» хорошо и что плохо. Они заботятся о своих «овцах», и «овцы» их знают. К тому же только они знают лучшие «пастбища» (читай: цели).

На стороне ведомых тем временем мы все реже видим безропотных «овец» или упрямых «ослов». Не следует драматизировать. Каждый читающий эти строки подтвердит: хотя описанные методы управления еще встречаются, они вызывают постоянно растущее сопротивление сотрудников, не мирящихся со своим безгласным положением и желающих реализовать свой творческий потенциал. В худшем случае они разочарованно отказываются от любой ответственности и оставляют своего шефа наедине с поисками и реализацией цели.

Отличный от пастбищ пейзаж возникает, если речь идет о конкретном процессе управления. Между исходным пунктом и целью всегда располагается некая приподнятость рельефа, как, например, увеличение объема оборота, улучшение качества, рост прибыли, расширение номенклатуры предоставляемых услуг и т. д. Представим себе локомотив, преодолевающий подъем от пункта А к пункту В. Локомотив ведет вагон. В вагоне сидят сотрудники. Они едут благодаря локомотиву. Но локомотив может и толкать вагон перед собой.

Управлять методом тяги или подталкивания — широко распространено. Этот метод успешен и надежен, гарантирует продвижение вперед при наличии исправного локомотива. Если же локомотив сдает, то состав скатывается вниз. Один из законов, открытых Мэрфи, который можно назвать «управление через фатализм или сарказм», гласит: «Если какое-то дело (или организационное подразделение) предоставляется самому себе, то можно с уверенностью сказать, что оно развалится».

Немало управляющих, среди которых и те, кто считает себя «современными», делают из вышеизложенного единственно логичный вывод: надо становиться локомотивами. Они — источник движения в своем отделе, они — мотор. Они определяют направление. Они задают темп. Допустим! Тогда несколько вопросов:

Кто и что движет, если локомотивов нет?

Кто тогда знает направление движения?

Кто знает маршрут пути?

Разве не может исчерпать свои силы «локомотив», работающий без отдыха?

И наконец, разве задача хорошего управляющего состоит в том, чтобы тянуть или подталкивать других туда, куда они сами, стало быть, идти не хотят?

Как бы ни был нам симпатичен образ «локомотива», как бы ни льстили нам слова: «Без меня ничего не крутится», надо найти силы для того, чтобы нас стал радовать больше другой образ.