ЗаключениеТеперь читатель имеет представление о большой группе заболеваний, носящий функциональный характер. Мы рассказали о причинах их возникновения, клинической картине, о психологических аспектах, о возможных мерах профилактики и лечения.

Основной замысел книги состоял в том, чтобы все ее содержание являлось рекомендациями для родителей и учителей. Каждый читатель должен решить, какова его роль в профилактике и лечении функционального заболевания, какова тактика поведения при непосредственном контакте с больным ребенком и т. д. Целенаправленная совместная работа врача, родителей и учителей обычно приводит к успеху.

Однако следует признать, что не все вопросы, касающиеся функциональной патологии детского возраста, разрешены. Ученые как в нашей стране, так и за рубежом много работают в этом направлении.



К сожалению, еще недостаточно четко разработаны организационные стороны диагностики, профилактики и лечения этих заболеваний. Родители часто жалуются на то, что дети с этой патологией ходят в поликлинике от одного специалиста к другому, часто не получая соответствующей помощи. Действительно, их можно встретить на приеме не только у педиатров, но и у узких специалистов: психиатра, невропатолога, а больных с недержанием мочи — и у нефролога и уролога.

И это объяснимо. Так уж традиционно сложилось в медицине, что эта группа заболеваний находилась на «ничейной» территории, на стыке педиатрии, психиатрии, невропатологии и других специальностей. А беда узкого специалиста состоит в том, что он часто не может выйти за рамки своей специальности.

С нашей точки зрения, основной фигурой в вопросах диагностики лечения и профилактики функциональных заболеваний у детей должен быть педиатр широкого профиля, так как для этого у него больше возможностей. А при надобности он может привлекать и узких специалистов.