Заключение

Подпишись на нас:

Суровы и жестоки психические заболевания. Они не щадят никого — ни умудренных опытом лиц пожилого возраста, ни полных жизненных сил и энергии молодых людей, ни безудержно стремящихся к жизни детей.

В практической работе врача немного не так поставленный вопрос, недостаточно проанализированный ответ могут иметь исключительно огромное значение. У каждого больного свой возраст, свои типологические особенности нервной системы, свои перенесенные в прошлом заболевания, свои реактивные способности организма, свои бытовые и материальные условия, свое отношение к болезни.

Кроме всего этого у каждого больного свое умение анализировать возникающие в его организме болезненные изменения, свои склонности к недооценке либо переоценке болезненных расстройств.

Именно поэтому особых знаний, опыта, оперативности, должного такта требует лечебная работа.

Такие замечательные врачи, как Боткин, Пирогов, Мудров, Захарьин и многие другие, светлая память о которых бережно хранится до наших дней, справедливо полагали, что наилучшим критерием врачебной деятельности является обстоятельство, «что после посещения врачом больного, последнему, независимо от состояния и прогноза его заболевания, хотя бы на короткий час, но обязательно должно становиться лучше». В этом они видели одно из основных назначений врачебной деятельности.

Тяжела и сложна, но зато и глубоко благодарна проводимая в психоневрологических учреждениях лечебно-профилактическая работа, направляемая на восстановление и сохранение психического здоровья человека, его умственной деятельности. Об этом свидетельствуют десятки, сотни и тысячи историй болезней, хранящихся в больничных архивах, многочисленные письма выздоровевших людей.

«Сегодня, дорогой доктор, я защитил кандидатскую диссертацию. В этот радостный для меня день мысленно я был с Вами. Это Вы вернули меня к разумной жизни, полноценной деятельности. Никогда не забуду того, что Вы сделали для меня. До сих пор не могу решить, что мне больше всего помогало — назначаемое Вами лечение или Ваше отношение ко мне, Ваши успокаивающие, ободряющие и обнадеживающие в тяжелые для меня минуты слова»,— пишет научный работник спустя 3 года после выписки из больницы.

«У меня чудесный сын, ему 3 месяца, — пишет другая больная через 5 лет после перенесенного заболевания.— Вам первой посылаю его фотокарточку. Если бы Вы, доктор, менее напряженно боролись с постигшим меня тяжелым заболеванием, я, наверно, так и не узнала бы, что значит простое и настоящее человеческое счастье».



«Дорогая тетя доктор, — пишет бывшая 10-летняя пациентка.— Сегодня нам выдали переходные свидетельства, у меня одни пятерки. Получила похвальную грамоту. Я совсем большая, перешла в 5-й класс. Помогаю маме, занимаюсь музыкой. На днях начала разучивать «Танец маленьких лебедей» Чайковского.

Все хорошо, но я скучаю без Вас. Никто никогда не угощал меня такими вкусными конфетами, как Вы, и никто, кроме мамы, не сказал мне в тяжелые для меня дни столько ласковых слов, как это делали Вы. Очень хочется, чтобы Вы ответили мне на мое письмо. Целую Вас крепко много, много раз».

И как бы ни был занят врач, как бы плохо себя ни чувствовал, все равно он найдет и время и возможность, чтобы ласково и тепло ответить на письма, рассеять возникшие сомнения, порадоваться чужой радости, ибо великим и ответственным делом является борьба за человеческий разум, за сохранение психического здоровья, а следовательно, и благополучия человека в целом.

Для того чтобы результаты проводимой работы были так же велики, как и стремления к этому, надо очень и очень много знать.

Крупнейший физиолог мира И. П. Павлов писал по этому поводу, что только тот может сказать, что он изучил жизнь, кто сумеет вернуть нарушенный ход ее к норме.


Предыдущее: О пограничных состояниях и некоторой специфике их проявлений

Интересное: В заключение о распорядке времени
ПОДЕЛИСЬ!