Нормы поведения молодежи во время праздника и ее статус в общине существенно отличались от праздничного времяпрепровождения людей среднего и старшего возраста: молодежь не участвовала в общем застолье, отдельно гуляла по улицам.
Архангельский молодежный игровой календарь, как и общерусский, можно условно разделить на два больших периода: зимний и весенне-летний. В основе выделения этих игровых комплексов лежит природно-аграрная последовательность годовых периодов
Одним из проявлений признания совершеннолетия было разрешение участвовать в праздничных молодежных гуляниях, хороводах, посиделках (беседах, вечерянках) с определенными ролевыми обязанностями. Для молодых людей это было очень важно, так как именно на беседах происходили знакомства, складывались потенциальные брачные пары. Во время гуляний и бесед устраивались различные игры, чаще всего хороводные. Их названия иносказательны и красочны: Вить капустоньку, Заинька, Хожу я гуляю вдоль по хороводу, Вьюн, Чижа водить, Вокруг столба, Прялица-кокорица, Амы просо сеяли. Вот что припевали во время хоровода Прялица-кокорица в Верхнетоемском и Красноборском районах:
Уж ты, прялица-кокорица моя,
Пойду вынесу на улицу тебя,
Буду прясть да попрядывати,
На беседушку похаживати.
Я заметила заметочку:
На милом рубашка в клеточку.
Я заметила вторую на боку,
Мой-то миленький не курит табаку,
Мой-то миленький не пьет винцо,
Часто ходит на мое крыльцо.
Я бежала по дороженьке,
Заскрипели полсапоженьки.
Я стояла среди озера, Полсапожки приморозила. Часты дожди ударили, Полсапожечки оттаяли.
Я стояла на угорочке, Сарафан с косой оборочкой, Сарафанчик развевается, Ко мне милый приближается. Из колодца воду черпала, Уронила в воду зеркало. Уронила — не разбилося, Полюбила — не ошиблася!
Беседы представляли собой символическое разыгрывание свадебного обряда. В играх Хожу я гуляю вдоль по хороводу и Вьюн, ключевая роль также отводилась хождению юношей и девушек парами, символизировавшему часть ритуала свадьбы — сведение молодых. И в игре Вокруг столба распределяли молодежь по парам (припевание пар в кругу), что означало благословение «мира» на брак.
В первые десятилетия XX в. игра на балалайках и гармошках начала вытеснять хороводные игры и песни, молодежь на беседах стала отдавать предпочтение танцам. Барыню, краковяк, подыс-панъ, яблочко, тустеп, разные виды кадрили-.линейную, матиго-рочку, восьмеру с большим количеством фигур танцевали до 1950-х гг. На посиделках играли в Люб ли сосед, Колечко, Ручеек, Сахаринка, В скамейку. Две последние игры назывались поцелуйными. Позднее, в 1920—1930-х гг., появились такие игры, как фанты, Кормить голубей. На посиделках парни шутили с девушками, могли замотать кудель, обвязать одной ниткой и себя, и девушку, и прялку; показывая свою силу, устраивали перетягивания. Комплекс молодежных игр на игрищах и посиделках представлял собой своеобразную систему ухаживаний с большим количеством совместных игр.
Юноши всегда тяготели к состязательным и подвижным играм, с приложением физической силы, тогда как девушки — к сюжетным, и хотя времени на игры оставалось совсем мало, особенно летом, перечень развлечений достаточно велик (самые азартные могли играть всю ночь напролет-, не останавливали ни строгие родители, ни тяжелые обязанности, налагаемые за провинности. Это были рюхи (разновидность городков,), лапта, попа-гоняла, бабка, кости, чехарда, горелки, котел и его разновидности лунки, в шары, шаром накатышом, свайка (тыканка), причем каждая игра становилась демонстрацией силы и ловкости потенциальных женихов, а одержанная победа в состязании создавала любому парню высокий авторитет.
Именно на праздниках и приуроченных к ним гуляниях, особенно летних — гульбищах, игрищах, метищах, петровщинах, кругах, а также на посиделках и беседах — происходило общение и сближение молодежи. Праздник требовал особого поведения. Так, существовали особые песни и частушки, которыми встречали друг друга парни и девушки из соседних деревень. Они носили обрядовый характер и являлись типовыми формами словесной коммуникации.
При встрече исполняли такие дразнильные песни, как Молодежь скоро подкатит, Ходит Ваня по угору и др, в которых давали прозвища жителям деревень. Под эти песни потом могли и танцевать.
Молодежь скоро подкатит, люли, люли.
Вся хороша подойдет, люли, люли.
Все цыганы да ваганы, люли, люли.
Еще веркольцы — ельцы, люли, люли.
Юрошаны — самолюбы, люли, люли.
А в Пачихе — гуливаны, люли, люли.
Кушкопала — чернолобы, люли, люли.
Еркомёна — водохлёбы, люли, люли.
Стали к ужину садиться, люли, люли.
Нету Бога помолиться, люли, люли.
К огороды становились люли, люли.
Свету белому молились, люли, люли.
Ходит Ваня по угору,
Носит гусли под полою,
Звончатые под полою.
Кебена-то — рыболовы, (д. Кеба)
Были олемцы хороши, (д. Олема)
Резчена были пригожи, (д. Резя)
Чулащёла — коневалы, (д. Чуласа)
Были русомцы — бахвалы, (д. Русома)
Каращёла — щелываны, (д. Каращелье)
Едомцы — зубаны, (д. Едома)
Трубку курить, вино пить
Да в царёв кабак ходить — это устьважана, (с. Усгь-Вашка)
Самовары воровать — это верхнекона, (д. Верхнее)
Непочётна молодежь — это монастырцы, (д. Ущелье)
Поперечны кушаки — болыненисогора, (д. Б. Нисогора)
Мастера песни петь — малонисогора, (д. М. Нисогора)
Мастера-купора — это кельчемгора, (д. Кельчемгора)
Как на крыше сидеть, по-вороньи реветь — это были бугавцы, (д. Бугава) Красноноса молодежь — это березьяна, (д. Березник)
Чернотропа молодежь — то были смоляне, (д. Смоленец)
Огороды городили, они праздник не рядили — это пылемчане (д. Пылема) Большеноса молодежь — это колмогора, (д Колмогора)
Вся прокисла молодежь — то были сельяне, (д. Селище)
Со скрипами сапоги, стельки выехали — это ценогора,
Полтора-то без одного — это белощёла, (д. Белощелье)
А где нету ни одного — это конещёла. (д. Конещелье)
Уж как прялки писать да стволы колупать — это палащёла, (д. Палащелье) С гору на гору ходили, коробами грязь носили — это чучепала. (д. Луче-пала)
Вот, например, описание поединка-перепева девушек и парней из деревень Веркола и Летопала Пинежского у.
«Девушки припевают:
Летопала-то не ходя —
Уваженья требуют.
С кем бы, с кем бы наказать -Мы не будем уважать.
Летопальские ребята Захотели пофорсить —
Вместо семечек в кармане Стали уголья носить.
А парни им обратно отпевают:
Как в Верколу идти —
На дороге тычки.
Веркольские ребята Наголо затычки»".