Благая весть

Само наше летоисчисление ведется с того великого события, что описано в Евангелии: И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в яслях. Вифлеемская звезда зажглась на небе и принесла волхвам благую весть. Они поспешили с дарами поклониться родившемуся в хлеве младенцу. Праздник Рождества — торжественный день всего христианского мира. К прихожанам обращена проникновенная проповедь пастырей. Предоставим слово церковным деятелям прошлого и настоящего, поразмыслим, прочувствуем сказанное.


«Приветствую вас с великим праздником Рождества Христова. Нынче в церкви поются дивные песнопения: «Христос рождается, славите, Христос с небес срящите; Христос на земли, возноситеся, пойте Господеви вся земля и веселием воспойте, людие, яко прославися». Что означают эти слова? «Христос рождается, славите»— не языком или легкими, но прославлять Христа нужно своей жизнью; «Христос с небес срящите», то есть встречайте Его верою и добрыми делами, неразрывно связанными с верою. Вера без дела мертва.. «Христос на земли, возноситеся»— это не то, чтобы возноситься над другими, гордиться,— нет, это означает, что необходимо отрывать свое сердце от всего земного, суетного, тленного. ...Господь хочет, чтобы мы любили друг друга и прощали обиды, а мы часто мстим обидчикам, а если не удается отомстить, то сожалеем об этом. Не должно так поступать христианам: нужно отбросить гордость и тщеславие и считать себя хуже всех, тогда мы не будем осуждать других и мстить им за обиды...


Смиримся же перед Богом. Ныне, в рождественский день, положим маленький кирпичик в основание своего домика, то есть желания исправиться, а Господь Сам спасет нас по Своей неизреченной благости». (Из беседы старца Оптиной Пустыни архимандрита Варсонофия 25 декабря 1912 года) «Почему нас волнует так сказание евангелистов о Младенце, рожденном в убогом вертепе? Почему так не похож на другие праздник Рождества? Быть может, причина здесь кроется в воспоминаниях детства, связанных со снегом, тихо падающим за окном, запахом свечей и елки, с рождественскими напевами и звездными синими ночами? Нет, не только память о детстве трогает нас в день Рождества, да многие и не имеют таких воспоминаний. Есть у этого праздника неумирающие реальные силы. Миру, погруженному в сумрак, «воссиял свет Разума», и Его сияние неугасимо. Слабый Ребенок бросает вызов царству насилия и ненависти, испытывает сердца, будит совесть...


Окрестности Вифлеема, пастухи, расположившиеся вокруг костров под открытым небом. Это те люди, которые не раздумывают и не колеблются. Полные доверия к Богу, поспешат они в город, где первыми удостоятся припасть к колыбели Спасителя... Волхвы не слышали ангельских гимнов, не видели сияния Славы — только, загадочная звезда указывала им цель. Путь волхвов — это тернистый путь человеческого разума, путь «умножающих знание». Но и он может приводить к обретению Бога. И, наконец, Ирод. Представитель земной человеческой власти. Он готов даже поверить, что Новорожденный — Мессия, но это не помеха его кровавым замыслам. И в каждом столетии ироды, тайно страшась и открыто ненавидя, защищают свою власть ценой преступлений... Звонят рождественские колокола: «Христос рождается — славите, Христос с небес — встречайте...» Эта благая весть требует выбора: за кем идти — за Иродом или за пастухами и волхвами». (Из рождественской проповеди протоирея Александра Меня)