Детройтское Techno: second rush

Детройтское Techno: second rush  Набравший немалые обороты саунд города машин превратился из утопических грез Juan'a Atkins'a в осязаемую реальность. Интерес к techno значительно возрос. Следствием этого стало получение рынка сбыта продукции, записываемой музыкантами Детройта, а ими самими - сильнейшего импульса к действию. К счастью, это не вылилось в тиражирование классических канонов под актуальным ярлыком, как случилось немногим ранее с house.

Все произошло с точностью «до наоборот»: основные представители второй генерации techno-продюсеров Детройта настолько старательно акцентировали свою полноценность и самодостаточность, что трансформациям оригинального саунда оставалось только поражаться. Складывалось впечатление, что единственным условием создания techno является аналоговое звучание и man-machine идеология, которая, впрочем, все больше и больше отступала на второй план. Революционеров того периода больше привлекала возможность эксперимента в чистом виде, результатом чего стали абсурдные на первый взгляд комбинации techno, jazz и ambient.

Весьма преуспел в этом Carl Craig - рефлексирующий эстет, благодаря которому detroit techno приобрело репутацию интеллектуального стиля. В то время как уделом, к примеру, chicago house считались пресловутые танцполы и химически обусловленная эйфория. Суждение, конечно, неоднозначное, но вполне подойдет в качестве иллюстрации процессов, происходивших в Детройте. Несмотря на то, что ортодоксальный саунд был по-прежнему в почете, techno-эклектика набирает силу: полиритмия, синкопированные basslines, jungle-ритмы - в ход идет абсолютно все. Дело дошло до того, что изданную тем же Craig'ом в 92-м году пластинку Bug in The Bassbin признали чуть ли основополагающей в истории drum'n'bass. С учетом того, что его первый релиз под маркой Psyche вышел в 90-ом и представлял весьма аутентичное deep techno (Crackdown EP, Transmat), становятся очевидными темпы эволюции стиля. За несколько лет Qaig\ удалось кардинально изменить мнение о techno-музыке, переведя ее из разряда танцевальной в высшую лигу. Выпустивший на своем лейбле Planet E в начале 90-х массу знаковых релизов (BFC, Paperclip People, 69, Designer Music, Innerzone Orchestra и Psyche - неполный список его alter ego), Carl Craig по сей день остается весьма востребованным продюсером.

Эпохальность творимого им могла бы удивить кого угодно, но только не продюсеров Motown'a. Подавляющее большинство из них видели в techno
не просто музыку, а несущую конструкцию будущей культуры, своего рода орудие сопротивления.

Во многом благодаря этому, псевдомистицизм и космические параллели Atkins дополняются настойчивым отрицанием коммерциализации и необходимостью организованного противостояния. Идеологию последнего разрабатывает «Mad» Mike Banks, он же впоследствии активно участвует в создании Underground Resistance - проекта, призванного воплотить теорию в жизнь. Начинавший в качестве басиста культовых Parliament, Banks приступает к techno-деятельности со всей ответственностью. Манифест Underground Resistance, очевидно, написанный им, гласит: «...Мы призываем вас присоединиться к Сопротивлению и помочь нам в борьбе с заурядным аудио- и видеопрограммированием, которое потребляют жители Земли. Это программирование порождает инертность в умах людей; выстраивает межрасовую стену и препятствует миру. Мы намерены разрушить эту стену при помощи неиспользующегося потенциала звука, подобно тому, как определенная частота разносит стекло на кусочки. Тechno - музыка, базирующаяся на эксперименте; она не имеет окончательного саунда. Это музыка будущего человеческой расы. Without this music there would be no peace no love no vision.
Ключевой фигурой techno-подполья становится Jeff Mills. Начинавший как The Wizard в ночных эфирах легендарного The Electrifying Mojo, он стал известен благодаря своей исключительной технике сведения. Три проигрывателя были просто необходимы ему для того, чтобы вместить в рамки радиоэфира коллаж из сhicago house, new wave, miami bass и раннего detroit techno. Не осталось без внимания и продюсирование: в 88-м свет увидел первый релиз совместного с Anthony Srock проекта the Final Cut. Впрочем, вскоре Mills покинул его состав для того, чтобы вместе с Mike Banks, бывшим в то время членом локальной Members of the House, создать Underground Resistance. Вскоре к ним присоединился Robert «Noise» Hood, впоследствии отметившийся как Dr. Kevorkian, Floorplan, Inner Sanctum, Mathematic Assassin, The Missing Channel, Monobox и The Vision.

Судя по всему, подготовка заняла немало времени, потому как первый релиз UR - Your time is Up увидел свет только в 1990-м году. Но это был не просто трек, своим появлением он декларировал начало «новой реальности» музыкального бизнеса. Реальности, в которой не было место крупным ре-кордингам и рекламной суете, реальности, направленной на созидание, а не реализацию. Бунтарскую позицию участников этого проекта традиционно сравнивают с действиями Public Enemy, которые несколькими годами ранее доказали, что политические воззвания в музыкальном контексте приобретают особую убедительность. На фотографиях продюсеров-милитаристов можно увидеть исключительно в повязках, скрывающих лица, что подчеркивало самодостаточность их музыки. С той же целью они сводили оформление обложек своих релизов к минимуму, т.е. к черному конверту.

В 1992-м году Jeff Mills переезжает в Нью-Йорк и фактически прекращает деятельность в UR, вплотную занявшись сольной карьерой. С издания его пластинки Х-101 ЕР начинает свою историю берлинский лейбл Tresor, краеугольный камень немецкого hard-techno. Вскоре после трагического инцидента, чуть не закончившегося смертью, в Нью-Йорк перебирается и Robert Hood.

Тем не менее, деятельность Underground Resistance на этом не закончилась: вплоть до 2002 года Mike Banks выпускает как собственные релизы, так и newcomers, где засветились такие герои, как Scan 7, The Suburban Knight и Drexciya. Последний отличался особой таинственностью, превзойдя анонимностью всех членов UR. Официальной версией происхождения его участников (James Stinson, Gerald Donald) была история о подводной стране Drexciya, заселенной потомками рожденного посреди моря ребенка. Все альбомы проекта носили соответственно морские названия, к примеру, Digital Tsunami или Aquatic Invasion. Музыка же представляла собой смесь  detroit techno, c элементами ambient, industrial и даже blues. Наряду с Mills, Hood и Atkins, издававшимися Tresor, Drexciya успешно интегрировались в мировую электронную сцену: их альбомы Molecular Enhancement (Rephlex, 1994) и The Journey Home (Warp Records, 1995) наделали много шума среди адептов IDM.

Не меньший ажиотаж вызвало появление на techno-сцене начала 90-х канадца Richie Hawtin, известного в последствии как Plastkman, FUSE (Further Underground Subsonic Experiments), Cybersonik, Circuit Breaker, UP! и DJ Richie Rich etc. После серии его релизов, представлявших вариации на тему hard, acid и minimal, стало окончательно ясно, что история Detroit-techno только начинается.